Датчик температуры выхлопных газов – как он связан с запахами в салоне?

Датчик температуры выхлопных газов очень редко удостаивается внимания автовладельцев, и напрасно. Рассмотрим его функции, остановимся на причинах неприятных запахах в салоне и обсудим нейтрализатор и систему рециркуляции.

Карбюратор и все, все, все… – чьи выхлопы?

Автомобиль состоит из нескольких систем (охлаждения, рециркуляции, подачи топлива и т. д.), карбюратора, находящегося в картере коленчатого вала, множества клапанов… Все элементы и не перечислишь. Блок цилиндров и коленвал двигателя располагаются в картере, а карбюратор отвечает за получение горючей смеси необходимой концентрации. Еще он регулирует ее подачу в цилиндры, где и происходит сгорание. При этом обязательная операция для воздуха и бензина перед их попаданием в карбюратор – очистка.

Карбюратор автомобиля

Движение поршня двигателя начинается с верхней мертвой точки, и в цилиндр всасывается горючая смесь. Клапан находится в открытом состоянии. Далее происходит сжатие смеси в цилиндрах. Поршень перемещается в самое нижнее положение, клапаны закрыты максимально плотно. Затем следует рабочий такт, во время которого происходит мини-взрыв. Топливная смесь из карбюратора, сжатая поршнем, поджигается в картере искрой от свечи зажигания. И последним следует такт выпуска отработавших веществ.

Так как работа двигателя предполагает высокие температуры, необходима специальная система охлаждения. Это продлит жизнь деталей. Еще в функции системы охлаждения входит и регулирование температуры выхлопов. Карбюратор – довольно сложное устройство, поэтому неисправностей в нем может быть довольно много.

Где кроются причины?

Если в салоне появился неприятный запах неизвестного происхождения, то затягивать нельзя. Часто запах выхлопных газов в салоне вызывает негерметичность системы, причем искать пробои следует в подкапотном пространстве. Это может быть печка или сама система отвода остатков сгорания. В универсалах и хэтчбеках довольно часто такой запах проникает через багажное отделение. Открывание задней двери или окна, да и любая разгерметизация в этом отсеке (испорченный уплотнитель) приводит к разряжению воздуха, в результате тянется газовая отработка.

Запах выхлопных газов в салоне

Иногда в автомобиле пахнет тухлыми яйцами, это первый признак, что испортился катализатор. Это устройство борется с вредными веществами, входящими в состав выхлопов. Каталитический нейтрализатор чаще всего выходит из строя из-за некачественного топлива. Еще, конечно, устройство имеет и определенный срок эксплуатации. Неправильная работа катализатора приводит к снижению отдачи движка. Не самым лучшим образом скажется и вышедшая из строя система рециркуляции, например, поломка клапана.

Сладкий запах свидетельствует об утечке тосола, чему могут поспособствовать нарушения в системе охлаждения. А вот если из выхлопной трубы слишком валит дым, вероятно, неисправен карбюратор. Спровоцировать это может опять же вышедшая из строя система охлаждения.

Состав и нормы выхлопов

Прежде чем мы коснемся системы удаления выхлопных газов, следует уделить немного внимания свойствам и составу выбросов. Повышенная концентрация вредных выхлопов наиболее вероятна при скоростных режимах. Этому способствует сочетание сильного разряжения с высокими оборотами. А как известно, последствия отравления угарными газами могут быть самыми различными в зависимости от их концентрации.

Статья в тему:  Тахограф: что это такое в автомобиле

Последствия отравления угарными газами

Теперь поговорим про состав выхлопов, и какая норма считается допустимой. Эти выбросы содержат токсичные вещества – альдегиды, оксиды водорода, угарный газ. В их составе еще можно найти и канцерогены. К ним относятся сажа и бензпирен. Все это ослабляет иммунитет, а еще выхлопы могут стать причиной бронхита, гайморита, дыхательной недостаточности, ларинготрахеита и даже рака легких. Они способны вызвать нарушения сердечно-сосудистой системы и спровоцировать атеросклероз головного мозга.

По стандартам Евросоюза допустимая норма СО 0,5–1 г/км, НС – 0,1 г/км, NOx от 0,06 до 0,08 и РМ 0,005 г/км. Раньше цифры были выше. Но так как сегодня топливо стало более качественным, есть специальные системы рециркуляции и нейтрализатор, то эта норма значительно снизилась.

Диагностика своими глазами

Начнем с внутреннего пространства, ведь очень часто вызвать такую неприятность может именно система отвода выхлопных газов. Открываем капот и изучаем состояние соединения ГБЦ и выпускного коллектора. Не мешает удостовериться и в целостности прокладки. Иногда пахнет газами внутри автомобиля и из-за неплотного прилегания коллектора в результате разболтанности крепежей.

Теперь нам понадобится смотровая яма, иначе изучить днище не получится. Включаем движок и тщательно проверяем все элементы на утечку. По очереди оцениваем каждый глушитель и распределительную емкость. Если с этими элементами все в порядке, то можно перейти и к трубам. Аккуратно проведите рукой над ними. Не игнорируйте и кулисный пыльник, вполне вероятно, что это его негерметичность вызвала проблему.

Проверка глушителя авто на утечку

Причина не обнаружена, и система отвода выхлопных газов ни при чем? Тогда постепенно переходим к багажному отделению. Наиболее слабым местом здесь выступает дверной уплотнитель, со временем он утрачивает свои эластичные свойства, растрескивается, чего вполне достаточно для разгерметизации. Чтобы выявить, в каком месте резинка прилегает недостаточно плотно, необходимо обклеить ее малярной лентой белого цвета и затем покрасить, например, расположенную сверху полосу гуталином равномерным слоем. Закрываем багажник и открываем. Теперь смотрим на нижнюю ленту, в местах отсутствия краски уплотнители соприкасаются недостаточно надежно.

Далее переходим к вентиляции, конечно, если таковая имеется. Обязательно подвергаем визуальному контролю ее обратные клапаны. Имеет смысл проверить поверхность на наличие сквозной ржавчины. Но на этом этапе придется потрудиться, ведь чтобы добраться до металла, следует демонтировать пластиковый карман. Проверяем уплотнители задних фонарей. Вполне возможно, что они испортились или потерялись.

Если причина все-таки не выявлена, тогда стоит обратить внимание на воздушный фильтр и уплотнительные резинки задних стекол. Они также портятся со временем и пропускают воздух извне. Подозреваете, что виновата система охлаждения? Тогда изучите и ее. Просмотрите все трубочки, возможно, они протекают. Даже незначительная течь в системе охлаждения со временем увеличивается, что приведет к более серьезным последствиям. А может, проблема кроется в карбюраторе?

Статья в тему:  Одобрение типа транспортного средства – кому это нужно?

Что можно предпринять?

Если негерметична система отвода выхлопных газов, то неисправность следует немедленно устранить. Вышедший из строя каталитический нейтрализатор нуждается в замене. Иногда стоит поменять и уплотнители. Возможно, все дело в клапане системы рециркуляции, тогда необходима замена всего устройства. Неисправен радиатор системы охлаждения? Обращайтесь в автосервис, эту проблему должны решать специалисты. Это касается и карбюратора. Если вы устранили неисправности, но все равно пахнет выхлопами, тогда и ищем прогнившие участки. Такое тоже встречается.

Замена вышедшего из строя каталитического нейтрализатора

Если вы найдете анализатор выхлопных газов, то есть шанс максимально точно измерять их токсичность. Но независимо от этого показателя очень важна дополнительная очистка воздуха от вредных примесей не только в салоне транспорта, но и в рабочем помещении, например, мастерской, так как никакая система рециркуляции не способна снизить их токсичность до допустимого предела. Обеспечить схожее действие может мощная вытяжка.

Эти устройства делятся на постовые, барабанные и наиболее популярные на СТО – канальные системы. Преимущество первого варианта – низкая стоимость. Они делятся в зависимости от крепления на настенные и потолочные. Вытяжка барабанного типа в основном располагается на потолке. Особенно удобно устройство с электроприводом. А вот очистка воздуха с помощью канальной системы более действенная и экономичная.

Как снизить концентрацию выхлопов?

Мы узнали принцип работы ДВС, роль охлаждения в этом процессе, какие системы удаления выхлопных газов существуют, теперь время обсудить катализатор. Система рециркуляции состоит из клапана, который при определенных режимах объединяет пространства двух коллекторов – впускного и выпускного. Часть выхлопов попадает в цилиндры, что приводит к снижению температуры горения. В результате в выбросах снижается количество оксидов азота. Клапан простейших систем рециркуляции открывается под действием разряжения. Во время холостого хода этот узел перестает функционировать. В более сложных системах рециркуляции устанавливается электронный клапан, контролирующийся компьютером.

Каталитический нейтрализатор собирается из корпуса, блока-носителя и теплоизоляции. В роли основания выступает керамический блок из продольных сот-ячеек. На поверхности этих ячеек нанесены специальные катализаторы для ускорения химических реакций в нейтрализаторе. Эти катализаторы делятся на окислительные (палладий и платина) и восстановительные (радий). Благодаря их действию регулируется состав выхлопов. Если в устройстве используются все перечисленные компоненты, то такой нейтрализатор называется трехкомпонентным.

Блок-носитель нейтрализатора располагается в металлическом корпусе. Между этими элементами находится слой теплоизоляции. Еще каталитический нейтрализатор предполагает наличие кислородного датчика. Перед ним устанавливается еще и датчик температуры выхлопных газов. Он передает соответствующие сигналы на ЭБУ, за счет которых контролируется впрыск топлива, и в систему попадает точное количество, необходимое для сжигания сажи.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.