Двигатель глохнет на холостом ходу

Большинство водителей встречались с ситуацией, когда двигатель неустойчиво работает или глохнет на холостых оборотах. Опытные водители знают, что делать, если глохнет машина, работающая на холостом ходу, где нужно посмотреть или подкрутить, а те, кто недавно получил права, в такой ситуации теряются. Прочитав статью, вы узнаете, почему мотор глохнет на холостых оборотах, как найти и устранить причину.

Немного теории

Чтобы понимать, почему глохнет машина, работающая на холостых оборотах, необходимо представлять, как функционирует двигатель и какие процессы в нем происходят. Работа двигателя на любых режимах зависит от следующих факторов:

  • компрессии;
  • работы газораспределительного механизма;
  • состава топливовоздушной смеси;
  • угла опережения зажигания (любые бензиновые моторы);
  • угла опережения впрыска топлива (дизельный двигатель);
  • состояния свечей зажигания (любые бензиновые моторы);
  • исправности карбюратора (только карбюраторный двигатель);
  • исправности блока управления инжектора;
  • исправности топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Нарушение в работе любой системы двигателя ведет к изменению режима его работы. Если снижается компрессия, то часть газов, образующихся во время сгорания топливовоздушной смеси, не участвует в общей работе. Из-за этого снижается давление на поршень и падают обороты двигателя. Холостые обороты для любого мотора определяются исходя из работы генератора и системы смазки. Когда холостые обороты ниже необходимого, падает напряжение генератора, снижается эффективность смазки и возрастает усилие, необходимое для вращения коленчатого вала.

То же самое происходит из-за других неприятностей: топливо сгорает неэффективно, снижается давление на поршень, холостые обороты падают ниже допустимого предела, в итоге машина глохнет на холостом ходу. Если же на холостых оборотах немного нажимать на педаль газа, то работа двигателя выравнивается, кроме того, автомобиль не теряет мощности на дороге. В этом случае проблема в небольших сбоях одной из систем двигателя (инжектор или дизель), или в неправильно работе системы холостого хода (только карбюраторный двигатель). Если же мотор еще и работает с меньшей мощностью, требуется серьезная диагностика и ремонт.

Предупреждение

В инжекторных и дизельных двигателях регулировка холостых оборотов осуществляется так же, как управление мощностью мотора, поэтому все проверки или настройки контроллера или системы впрыска можно проводить только в надежном автосервисе, где есть все необходимое оборудование. Попытка самостоятельно проверить работу контроллера инжектора, ТНВД или топливных форсунок, без использования специального оборудования, ни к чему хорошему не приведет.

В карбюраторных моторах за холостые обороты отвечает особая система, состоящая из каналов, электромагнитного клапана, воздушного и топливного жиклеров.

Если вы не умеете самостоятельно менять топливные/ воздушные фильтры, измерять компрессию или регулировать клапаны, не пытайтесь чистить или настраивать карбюратор. По неопытности или незнанию вы можете загубить не только его, но и головку блока цилиндров. Если же вы умеете выполнять сложные работы, то найдите документацию по установленному у вас карбюратору и внимательно изучите его. А также поищите в интернете рекомендации по прочистке/ регулировке системы холостого хода. В этом случае вы сможете самостоятельно прочистить систему холостого хода карбюратора.

Мотор глохнет на холостых оборотах – что делать

Если двигатель глохнет на холостом ходу, делайте следующее:

  1. Вытащите воздушный фильтр. Если он загрязнен, замените его.
  2. Проверьте топливные фильтры грубой и тонкой очистки. На карбюраторных, инжекторных и дизельных моторах эти операции выполняются по-разному, поэтому внимательно прочитайте инструкцию по обслуживанию автомобиля. Если в фильтрах грязь, слизь или парафин, замените их. Обнаружив в топливном фильтре дизельного двигателя парафин, смените все горючее на зимнее или долейте керосин (массовая доля 10–20%) в топливный бак.
  3. Выкрутите свечи зажигания (только бензиновые моторы). Электроды свечей должны быть серыми или слегка рыжеватыми. Черные свечи говорят о неправильном составе топливовоздушной смеси, ошибочно выставленном зажигании, неисправности маслосъемных колец или колпачков. Черные свечи почистите или замените. Иногда это помогает, но, ненадолго. Чтобы мотор работал без перебоев, найдите и устраните причину неправильного сгорания топлива.
  4. Измерьте компрессию. Как это сделать описано в статье (какая компрессия должна быть в двигателе).
  5. После того, как почистили свечи, заменили фильтры и убедились, что компрессия в порядке, заведите мотор. Если двигатель перестал глохнуть на холостых оборотах, значит, вы нашли проблему. Если нет, продолжайте проверку.
  6. Проверьте метки шестерней газораспределительного механизма. Если ремень или цепь перескочили на 1 зуб, это не приведет к заметному снижению компрессии, но ухудшит работу мотора, из-за чего двигатель может глохнуть на холостых оборотах. При необходимости переставьте ремень или цепь.
  7. На бензиновых моторах к падению мощности нередко приводит неисправность катушки зажигания или высоковольтных проводов. Чтобы проверить их работу, поочередно снимайте провода со свечей, вставляйте в наконечник толстый гвоздь или подходящий по диаметру болт, подносите его к двигателю на расстоянии 3–5 мм и просите помощника заводить машину. Если катушки и провода исправны, то искра будет сильная и яркая. Если искра тусклая, едва заметная, то необходима серьезная диагностика системы зажигания.

    ТНВД

  8. Если все описанные выше действия не дали результата, проблема в системе подготовки топлива. В бензиновых двигателях эту операцию выполняют карбюратор или контроллер инжектора с многочисленными датчиками. В дизельном моторе эту функцию выполняют ТНВД или контроллер (система common rail). В домашних условиях вы сможете проверить только карбюратор, потому что для работы с остальными устройствами требуются большие теоретические знания, опыт и специальное оборудование.

Настройка карба

Поэтому сделайте следующее:

  • снимите корпус воздушного фильтра с карбюратора, отсоедините приводы подсоса и дроссельной заслонки, а также топливные шланги;
  • выкрутите болты, которые соединяют верхнюю и нижнюю части карбюратора;
  • выкрутите из верхней части карбюратора электрический клапан системы экономайзера принудительного холостого хода (не потеряйте жиклер экономайзера);
  • снимите жиклер с пластикового клапана, промойте в чистом бензине и продуйте сжатым воздухом;
  • выкрутите все жиклеры карбюратора и промойте их в чистом бензине или очистителе карбюратора, затем просушите сжатым воздухом;
  • промойте все каналы с помощью очистителя карбюратора и просушите сжатым воздухом;
  • соберите карбюратор и установите на него воздушный фильтр;
  • подкачайте топливо и заводите двигатель. При необходимости отрегулируйте холостые обороты с помощью соответствующего винта, расположенного неподалеку от привода дроссельной заслонки;
  • на разных моделях карбюраторов некоторые действия могут выполняться по-другому, поэтому внимательно читайте документацию на ваш агрегат.

Если все эти действия не дали результата, значит, вы где-то допустили ошибку. Поэтому повторите проверку еще раз, но, более внимательно.

Статья в тему:  7 признаков ДТП по салону автомобиля

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.