Как поменять щетки на стартере своими силами

Как заменить щетки на стартере

Запуск мотор современного автомобиля полностью связан со стартером. Именно это электромеханическое устройство после поступления на него импульса входит в зацепление с шестерней маховика, тем самым, оказывая воздействие на двигатель. Как и любой другой механизм, деталь имеет свойство портиться, и тогда нужно бывает знать, как поменять щетки на стартере своими руками.

Конструкция и принцип работы

Конструкция стартера несложна. Износ щёток – одна из самых наиболее распространённых неисправностей. Вследствие этого стартер теряет возможность полновесно функционировать, а со временем и полностью работать.

Как поменять щетки на стартере

Полезно будет для начала рассмотреть, как функционирует стартер и какова роль в нём щёток. Являясь, по сути, электромоторчиком, пусковое устройство потребляет энергию от аккумуляторной батареи. К примеру, стартера отечественных ВАЗ комплектуются 4-полюсными щёткодержателем.

Теперь рассмотрим, как всё работает:

  • После включения зажигания на стартер поступает импульс;
  • Привод входит в зацепление с венцом маховика;
  • Маховик оказывает влияние на двигатель, который запускается.

Приводной вал стартера вращает маховик посредством бендикса, представляющего собой шестерню особой конструкции. Бендикс после того как двигатель заводится, автоматически отсоединяется от маховика с помощью возвратной пружины.

Щёточный узел в стартере имеет следующую конструкцию:

  • Он представляет собой фигуру параллелепипед;
  • К узлу припаян многожильный кабель с фиксатором из алюминия;
  • Щётки изготовлены из графита или комбинированного состава графита и меди/

Стартеры на ВАЗ 4-полюсные. Это означает, что для обеспечения их работы нужны четыре щётки. Одна пара будет подключена к массе, другая – к управляющему кабелю, идущему от АКБ.

Как менять щетки стартера

Примечательно, что каждая из щёток фиксируется в отдельной ячейке блока щеткодержателя. В ячейке щётка сидит надёжно. Кроме того, благодаря диэлектрическим свойствам материала блока, обеспечивается скользящий контакт между щётками и якорем стартера.

Статья в тему:  Устройства системы карбюратора ДААЗ, Солекс и Озон

Самая главная неисправность щёток

Наиболее частый признак выхода из строя щеток – износ. Щетка попросту истирается со временем, за счёт чего и перестаёт контактировать с коллекторными интерцепторами. Сработка щёток вначале никак на функциональности пускового устройства не сказывается – двигатель заводится, как и раньше. Однако со временем постепенно это начинает давать о себе знать.

Бывает и так, что щётки портятся по причине мехповреждений. Имеется в виду изначальный брак, выход из строя подшипника, проблемы с коллектором и т.д.

Стандартный же износ – дело обычное. Устранить его можно легко своими руками, вовсе не обязательно ехать в сервис к специалистам.

Итак, для начала нужно определить, действительно ли это износ. Как правило, стёртые щетки заявляют о себе симптомами такого свойства:

  • При работе стартера слышен непривычный треск;
  • Корпус стартера быстро нагревается, явно чувствуется запах гари;
  • Слышны щелчки при запуске ДВС.

Запрещено в этих трех случаях продолжать пытаться завести двигатель. Таким образом, проблема ещё больше усугубляется.

Как самому заменить щетки

Помимо обнаружения признаков, опытный автомобилист проведёт ещё и дополнительную диагностику, чтобы точно определить неисправность. Стартер снимать вовсе не обязательно.

Действия, как правило, сводятся к следующему:

  • Нужно убедиться, что в цепи нет обрыва, путём проверки целостности соединения кабелей;
  • Далее, если всё в порядке с соединениями, берётся провод с изоляцией, который ставится одним концом к плюсу стартера, другим – к плюсовой клемме аккумуляторной батареи.

Если проблема была в проводах, то стартер легко заведёт двигатель. Рекомендуется также слушать устройство, реагировать на все лишние звуки и трески, свидетельствующие о внутренних неисправностях.

Внимание. Перед проведением диагностики нужно обязательно поставить КПП в нейтральное положение, а ключ зажигания повернуть на пол-оборота.

Демонтаж и разборка пускового устройства

Очевидно, что если стартер не запустит двигатель, придётся его демонтировать. Желательно поставить машину на яму, снять защиту ДВС, чтобы было легче демонтировать стартер снизу.

Статья в тему:  Механическая коробка передач: переключение в зависимости от дорожного покрытия

Действия по снятию сводятся к следующему:

  • Скидывается минусовая клемма АКБ во избежание замыканий;
  • Автомашина ставится на яму, снимается защита;
  • От стартера отсоединяется провод, идущий с реле;
  • Откручивается гайка управляющего провода, идущего с АКБ;
  • Далее откручиваются болты, фиксирующие пускатель к кузову;
  • Пусковое устройство после этого можно снять.

Опять же, перед тем, как разбирать стартер, рекомендуется ещё раз проверить устройство. Вполне возможно, что стартер рабочий, а проведённая перед снятием диагностика просто не дала точных результатов по каким-либо причинам.

Разборка стартера: заменить щетки

Итак, демонтированный стартер подключается к аккумулятору напрямую. Т.е, одним концом к минусовой клемме, другим – к плюсовой. Если пусковое устройство не реагирует никак на импульс от батареи, его переворачивают и заново пробуют запустить.

Дело в том, что при износе стартерных щёток они западают, тем самым, теряя точку касания с коллектором. Если устройство повернуть, это поможет всё поставить на свои места, и электродвигатель должен заработать без проблем.

Разборка стартера проводится так:

  • Откручиваются винты, фиксирующие крышку;
  • После снятия крышки, вынимаются также прокладка и кольцо;
  • Демонтируется щеткодержатель в сборе.

Щеткодержатель осматривается тщательно на следы механических повреждений. Если дефекты имеются, то щеткодержатель лучше заменить, ведь может именно это и стало причиной неисправности.

Что касается замены самих щёток, то это не займёт больше 20 минут. Достаточно вытащить контактпровода каждой из щёток, снять и поставить новые элементы.

Если вы решили заменить щётки, то ни в коем случае не одну или две, а обязательно все четыре. В противном случае, придётся заново начинать мероприятие по демонтажу стартера и замене щёток.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.