Как правильно подобрать колесные диски для автомобиля?

Причин покупки новых автомобильных дисков достаточно – для запасного комплекта зимней резины, ради красоты либо замены старых изношенных ободьев. Суть проблемы: ассортимент изделий, подходящих на различные модели машин, в магазинах очень широк, неопытному водителю трудно сделать правильный выбор. Отсюда задача данной публикации – подробно рассказать, какие диски выбрать для конкретного автомобиля с учетом условий эксплуатации.

Разновидности колесных дисков

Все имеющиеся в продаже обода делятся на 3 группы по материалу и технологии изготовления:

  1. Стальные штампованные. Свариваются из двух деталей, предварительно сформованных прессом, – крепежной части с отверстиями и наружного обода.
  2. Отлитые из легкого алюминиевого сплава. Заготовки обрабатываются токарными и фрезерными станками с ЧПУ, затем изделия проходят балансировку и проверку различными нагрузками.
  3. Кованые. Сырье – тот же алюминиевый сплав, подвергающийся прессованию и термообработке после литья. Дальше технология повторяется – конечный продукт формируется автоматизированными станками.

Преимущества стальных «штамповок» – приемлемая стоимость и ремонтопригодность. Изделия из черного металла, получившие повреждения от ударов, легко выправить методом прокатки. Минусы – масса ободьев, склонность к коррозии и посредственный внешний вид. Штампованные диски применяются для авто, эксплуатируемых в сложных условиях, либо с целью экономии денежных средств.

Легкосплавные обода отличаются небольшим весом и впечатляющим внешним видом, который почти не ухудшается с течением времени. Недостаток – чувствительность к ударным нагрузкам, вызывающим образование трещин и утечку воздуха. Сварка подобных дефектов далеко не всегда дает положительный результат. Цена изделия в 1,5–4 раза выше, нежели «штамповки».

Совет. Красивое литье нельзя устанавливать на коммерческий транспорт, прицепы и легковые машины, участвующие в перевозке грузов. Колеса из легкого сплава не рассчитаны на длительное воздействие высоких нагрузок.

Кованые диски очень дороги – стоимость превышает цену литья в 2–5 раз. Больше недостатков нет – изделия надежны, спокойно переносят удары и отличаются большим эксплуатационным ресурсом.

Конструктивные параметры выбора

Чтобы выбрать диски для автомобиля, необходимо знать следующие конструктивные характеристики:

  • диаметр изделия;
  • ширину обода;
  • число отверстий под крепежные болты и диаметр окружности, на которой они расположены (обозначается аббревиатурой PCD);
  • размер ступицы конкретного авто и вылет крепежной (привалочной) поверхности диска относительно продольной оси (обозначение – ET).

Практика показывает, что просто подобрать колесные обода по размеру недостаточно. Нужно обязательно примерить обновку по месту и убедиться, что при вращении внутренние элементы не задевают тормозной суппорт. Вдобавок крепление литых и кованых дисков отличается от стальных «штамповок» – понадобятся более длинные болты (или шпильки). Причина – увеличенная толщина посадочного фланца.

Справка. Крупные интернет-магазины начали реализовывать на страницах своих ресурсов удобный функционал, позволяющий правильно подобрать диски в онлайн-режиме. Введя в нужное поле модель и марку транспортного средства, вы получаете ассортимент продукции, подходящей к данному автомобилю.

На литых и кованых изделиях обычно проставляется маркировка, где зашифрованы все размерные характеристики, на «штамповках» обозначение встречается не всегда. Например, набор букв и цифр 6.5Jx15 H2 5/100 ET45 указывает на следующие параметры диска:

  • 6,5 – габаритная ширина изделия, выраженная в дюймах (1 дюйм равен 25,4 мм);
  • латинская J обозначает определенную конфигурацию внешнего бортика (встречаются и другие буквы – B, L, JJ, JK или K);
  • значок «х» говорит о цельной конструкции диска (бывает разъемная, состоящая из двух частей);
  • цифра 15 – диаметр обода, тоже прописывается в дюймах;
  • сочетание Н2 означает наличие двойных выступов – ограничителей для бескамерных шин – так называемых хампов;
  • значение 5/100 показывает количество крепежных шпилек или болтов и величину PCD в миллиметрах;
  • ET45 – размер вылета.

Каждый из перечисленных параметров стоит рассмотреть по отдельности.

Ширина обода

Чтобы верно подобрать колесные диски по ширине, следует ориентироваться на каталоги производителей и инструкцию по эксплуатации автомобиля. Последняя прописывает размерность шин, допустимых к применению, а в каталоге указывается соответствующая ширина обода в дюймах. Максимальное отклонение размеров составляет 1 дюйм для резины R13–R14 и 1,5 дюйма для покрышек диаметром R15 и более.

При отсутствии каталогов и необходимых числовых данных можно воспользоваться приблизительным расчетом:

  1. В качестве примера возьмем шину размерностью 195/65R15, чья ширина равна 195 мм.
  2. Посадочный размер примерно на 20% меньше габаритной ширины ската. От 195 мм отнимается 20%, остается 156 мм.
  3. Цифра 156 мм переводится в дюймы: 156 / 25,4 = 6,1.
  4. Полученное значение округляется в меньшую или большую сторону к ближайшему значению из стандартного ряда. В примере ширина округляется до 6 дюймов – такие диски необходимо подбирать.

Значение монтажного диаметра

Величина диаметра штатных колес для авто указывается в инструкции по эксплуатации, так что проблем с выбором дисков по этому размеру обычно не возникает. Но в последние годы среди автолюбителей проявляется тенденция к увеличению штатных колесных габаритов – вместо положенного размера 19» на машину ставятся обода на 20 либо 21 дюйм плюс покрышки с низким профилем. В подобных случаях настоятельно рекомендуется проконсультироваться со специалистом шиномонтажной мастерской.

Важный момент! Многие продавцы и владельцы авто путают обозначения шин и дисков, принимая латинскую букву R в маркировке резины за диаметр. В действительности R указывает на радиальную форму корда, в маркировке ободьев данный параметр не применяется.

Крепежные размеры

Число отверстий под крепежные шпильки определить нетрудно, стоит лишь взглянуть на собственную машину. Но существуют и другие важные параметры:

  • PCD – диаметр круга, на котором размещены центры отверстий (на жаргоне зовется «разболтовкой»);
  • величина центрального отверстия под ступицу;
  • форма посадочных гнезд болтов или гаек – делается в виде конуса, плоскости либо полусферы.

Большинство проблем с крепежом возникает, когда нужно выбрать литые диски на автомобиль, где раньше стояли стальные штампованные. Вполне подходящий по размерам обод может попросту не одеться на ступицу из-за малого центрального отверстия. Если неверно определено значение PCD, колесо не удастся надежно закрепить по причине смещения отверстий.

Величина «разболтовки» и ступичного отверстия для различных марок авто прописывается в каталогах производителей. Например, PCD большинства моделей ВАЗ составляет 4/98 – 4 болта, расположенных по окружности диаметром 98 мм. При необходимости замерьте указанные параметры линейкой прямо на машине.

Совет. Не стоит подбирать диски со слишком большим центральным отверстием, рассчитывая, что колесо удержат на месте гайки. Если по остальным параметрам изделие подходит к автомобилю, а отверстие велико, приобретите специальные центровочные кольца.

Учитывайте важный нюанс: штампованные диски прикручиваются к ступице короткими болтами, поскольку привалочная площадка относительно тонкая. У литых и кованых ободьев этот фланец значительно толще – вместе с комплектом колес нужно покупать удлиненные болты либо менять шпильки.

Вылет колеса

Этот размер обозначается в маркировке буквами ET и показывает расстояние в миллиметрах от продольной плоскости обода до поверхности крепежной площадки. Чем больше указанный размер, тем сильнее колесо «утоплено» внутрь арки крыла.

Выбирая диски на машину, соблюдайте допуск не более 6–8 мм от заводских параметров. Превышение размера ET в сторону увеличения практикуется довольно редко и вызывает трение внутренней части изделия о тормозной суппорт. Любители кустарного тюнинга стремятся к уменьшению вылета, чтобы колесо сильнее выступало за пределы арки. Минусы подобного решения:

  • возрастает нагрузка на ступичный подшипник – деталь начинает работать «на излом»;
  • выступающая за пределы кузова покрышка обдает автомобиль грязью в дождливую погоду;
  • при повороте скат может задевать выступы колесной арки.

Положительные моменты тюнинга – примечательный внешний вид и повышение устойчивости авто за счет расширения колеи. Если уменьшить вылет в разумных пределах, то недостатки можно свести к минимуму.

Общие рекомендации по выбору

Чтобы выбрать диски для автомобиля, необходимо четко выяснить все размеры – габаритные и крепежные. Если речь идет об изменении заводских параметров, обязательно проконсультируйтесь со специалистами в данной сфере и примерьте обода при покупке. В остальном придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Тип дисков должен соответствовать условиям эксплуатации конкретной машины. Для езды по бездорожью не нужны легкосплавные изделия, не переносящие ударных нагрузок.
  2. На зиму лучше купить отдельный комплект «штамповок» – их не жалко поцарапать о наледи, собирающиеся на обочинах дорог.
  3. Машина премиум-класса рискует потерять внешний вид, если ее «обуть» в колеса на штампованных дисках. На подобные автомобили принято ставить литье либо дорогую ковку.
  4. Титановые обода отлично смотрятся на любом автомобиле и лучше всего подходят для летней езды. Но устанавливать их на коммерческий транспорт нельзя – легкий сплав не рассчитан на перевозку грузов.

При выборе дисков тщательно проверяйте качество изделий – под видом известных марок зачастую продаются китайские аналоги. Научитесь различать ковку и литье – легкосплавные диски на 1–2 килограмма тяжелее кованых.

Статья в тему:  Как работают дизельный, бензиновый и инжекторный двигатели

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.