Как проверить аккумулятор автомобиля несколькими способами

Все современные батареи в ходе работы портятся или разряжаются. Чтобы неполадка не стала неожиданностью для водителя, следует регулярно проводить диагностику АКБ. Узнайте о том, как проверить автомобильный аккумулятор несколькими способами.

Признаки и причины неисправности батареи

Проверка аккумулятора тестером

Существует определённые симптомы, напрямую указывающие на разрядку или порчу АКБ:

  • трудный запуск силового агрегата;
  • тусклый свет фар при остановленном двигателе;
  • слабый звуковой сигнал.

Как правило, аккумуляторная батарея приходит в негодность по следующим причинам:

  • халатность водителя;
  • редкое обслуживание;
  • длительное использование;
  • низкое качество электропроводки;
  • ошибки при подключении электрических приборов;
  • неисправность генератора.

В зимнее время года жидкость кислотных батарей нуждается в проверке и замене на новый электролит. Если этого не делать, то аккумулятор не будет нормально держать заряд.

Как проверить автомобильный аккумулятор

Известно несколько видов ревизии АКБ: тестером, вилкой и зарядочником. Особое внимание уделяется визуальному осмотру корпуса батареи.

Осмотр корпуса

Тщательный осмотр корпуса даст возможность найти различные дефекты, окислы на выводах и оценить уровень загрязнений поверхности батареи. Данная проверка обязана проводиться регулярно, так как от чистоты аккумулятора напрямую зависит его функционирование.

Процедура не займёт много времени, ведь достаточно поднять крышку капота авто. Если на поверхности АКБ обнаружится грязь, следы масла или пыль, удалить это следует немедленно, используя ветошь. Особое внимание уделяется при осмотре клеммам, так как плохие контакты приводят к окислению. Батарея осматривается вокруг на наличие мелких и крупных трещин и других повреждений.

Проверка плотности электролита

Второй способ проверки аккума. Подразумевает отсоединение клемм и установку источника питания на ровной поверхности. Затем делается так:

  • отвинчиваются крышки банок;
  • проверяется уровень жидкости внутри — он должен быть выше края свинцовых пластин на 8-12 мм.

Ареометр или специально градуированная трубка дадут возможность провести более точный замер.

Вот как это делается с помощью трубки:

  • прибор помещается внутрь какой-либо банки до самого дна;
  • после чего закрывается пальцем верх трубки, и прибор резко вытаскивается.

Норма уровня электролита должна составить 10-15 мм.

А вот как с помощью ареометра:

  • берётся проба электролита из любой банки;
  • измеряется значение в г/см3.

Нормальное значение — 1,28 г/см3.

Проверка мультиметром

Данный способ проводится и на работающем и на остановленном двигателе. Мультиметром называют специальный прибор, измеряющий напряжение. Стоит он недорого. Рекомендуется приобретать цифровой вариант тестера, так как работать с ним проще.

Итак, вот какие показатели бывают на мультиметре, при снятии значений на работающем ДВС:

  • 13,5-14 В — норма;
  • 14,2 вольта и больше — свидетельство низкого заряда аккумулятора и работы генератора в усиленном режиме;
  • 13,4 вольта и меньше — проблема с аккумулятором, он не заряжается.

Первые два значения, включая и повышенный заряд, говорят о нормальном состоянии АКБ. Несмотря на то, что заряд аккумулятора низкий, генератор подаст на него необходимый ток, и значение нормализуется. Такой показатель, как правило, бывает зимой, когда батарея за ночь разряжается из-за холода. Кроме того, в морозные дни электроника априори даёт больше заряда на АКБ. В этом нет ничего плохого, если с электрооборудованием машины всё в порядке. Уже через 10 минут напряжение нормализуется и встанет на отметке 13,5-14 В. А вот, если оно не сбрасывается, что тоже происходит, хотя и редко, начинается кипение электролита. Причина в постоянно высокой величине тока.

Статья в тему:  О совместимости различных марок тормозной жидкости

Мультиметр или тестер

Третий случай, когда значение тока ниже 13 В. В данном случае АКБ не может нормально зарядиться. Очевидно, что измерение должно проводиться при полностью обесточенных потребителях. Не должна быть включена акустическая система, оптика или отопление, иначе показатели нельзя считать верными. Как правило, низкий ток аккума (ниже 13 В) говорит о проблемах с генератором. Также возможно, что окислились выводы батареи, поэтому рекомендуется прочистить их шкуркой, а затем снова снять показания.

Ещё один способ проверки:

  • заводится двигатель;
  • выключаются все источники потребления;
  • измеряется напряжение на АКБ, оно должно быть в пределах 13,6 вольта;
  • включается ближний свет фар;
  • замеряется ток аккумулятора, который должен немного упасть (0,1-0,2 В);
  • включается автомагнитола, затем кондиционер, печка и каждый раз нужно мерить напряжение тестером — оно должно периодически падать на 0,1-0,2 В.

Если падение тока значительное, это говорит о неисправном или «полурабочем» генераторе. Скорее всего, на нём изношены щётки. Кроме того, при всех включённых потребителях напряжение не должно падать ниже отметки 12,8 В, иначе аккум не держит зарядку и требует замены или ремонта.

Что касается диагностики на остановленном ДВС с помощью мультиметра:

  • показатель менее 11,8 В — батарея разряжена;
  • 12,5-13 В — нормальное значение.

Также в этом случае можно судить о степени заряжённости аккумулятора:

  • 12,9 В — зарядка на 90%;
  • 12,5 В — 50%;
  • 12,1 В — 10%.

Замер вольтажа на остановленном моторе имеет свои нюансы. Так, если снимать показания сразу после остановки двигателя и на следующий день, показатели будут разниться.

Проверка нагрузочной вилкой

Подобная система диагностики является более эффективной, так как позволяет точнее определить работоспособность АКБ. Чтобы проверить состояние батареи, надо соединить нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Важный момент: время присоединения прибора не должно превышать 5 секунд, если измерения проводятся под нагрузкой.

Известно два способа тестирования этим прибором. Дополнительная нагрузка не предусматривается в первом случае, но измерения должны проводиться не ранее, чем через 7 часов после остановки мотора. За это время не должна быть включённой и АКБ. Измерения проводятся так:

  • аккум полностью отсоединяется от авто;
  • вилка подключается к выводам батареи;
  • снимаются показатели.

О 100-процентном (идеальном) заряде аккумулятора можно судить по значениям 12,6-12,9 вольт. Критический показатель, свидетельствующий о нулевой зарядке АКБ — 11,5-11,8 вольт. Если ток падает ниже 9 вольт, можно судить о ненадёжном источнике внешнего питания. Рекомендуется купить новый.

Нагрузочная вилка

Более профессиональная проверка подразумевает тестирование под нагрузкой. Однако это не стоит делать, если есть возможность получить данные вышеописанным способом, так как можно навредить аккумулятору. Кроме того, метод измерения нагрузочной вилкой под нагрузкой проводится в том случае, когда были получены максимальные данные по заряду, но аккум всё равно функционирует нестабильно.

Проверка с использованием нагрузки — это наиболее точный результат, так как даётся возможность смоделировать похожие условия, отображающие работу машины.

Дополнительная нагрузка, подсоединяемая к вилке, должна соответствовать параметрам, прописанным в инструкции. Значения снимаются на пятой секунде измерения, и прибор после этого сразу же надо отключить. О 100-процентом заряде АКБ можно судить по значению выше 10,2 вольт. Критическая цифра — ниже 7,8 вольт.

Рекомендации, которых надо придерживаться в процессе измерения:

  • не пугаться появления искр при соприкосновении контактов со знаков минус;
  • не давать дополнительную нагрузку дольше 5 секунд;
  • осуществлять повторное измерение через 5 минут, но не раньше;
  • считать аккумулятор непригодным, если напряжение просаживается под нагрузкой при повторном измерении.
Статья в тему:  Почему срабатывает автосигнализация сама по себе
Модель нагрузочной вилки для АКБ
Характеристики
Автоэлектрика Т-2001 Данный тестер сегодня не является идеальным вариантом, так как имеет недостаток —  для перехода в режим нагрузки нужно утапливать жало, которое замыкает контакт на спираль, он пригорает и вилка быстро выходит из строя. Напряжение: 5-35 вольт, цифровой, 200 А сопротивления, примерная стоимость 4000 рублей.
Автоэлектрика Т-2001 мини Данный тестер пришел на смену своему старшему брату Т-2001. Современная Т-2001 мини учла минусы прежнего и стала стоить дешевле за счет перехода на сопротивление в 100 А. Данный прибор является примитивным, но при этом надежным. Недостаток: при сборке необходимо зачистить посадочное место рукоятки от краски, т.к. она не является токопроводной, из-за этого она может работать некорректно. Напряжение: 3-30 вольт, цифровой, 100 А сопротивления, примерная стоимость 2000 рублей.
Мастак 122-0001 С виду серьезный тестер для источников тока. Имеет разноцветную шкалу с несколькими измерениями. Также из плюсов – «ушки-кронштейны» для крокодилов, которые позволяют избежать запутывания проводов. Все на своих местах. Производится в Тайване. Напряжение: 0-16 вольт, аналоговый, 125 А сопротивления, примерная стоимость 4600 рублей.
Орион НВ-01 Самый примитивный вольтметр с сопротивлением из известных. Маленькая кривая металлическая коробка с ручкой. Внешний вид воспринимается как нечто собранное из консервной банки в гараже. Такой агрегат не может внушать доверие, тем более мелкая шкала создает большую погрешность измерений. Напряжение: 0-15 вольт, аналоговый, 100 А сопротивления, примерная стоимость 500 рублей.
Орион НВ-02 Усовершенствованная модель предыдущего образца. Имеет мощный крокодил, провод большого сечения, толстое жало и заводской корпус. При этом характеристики схожи с предыдущей моделью и не исключено, что начинка осталась прежней. Напряжение: 0-15 вольт, аналоговый, 100 А сопротивления, примерная стоимость 1500 рублей.
Орион НВ-03 Доработанная предыдущая модель. Здесь уже используется цифрой монитор вольтметра и две подключаемые спирали по 100 А, что позволяет отнести данное устройство к разряду профессиональных. У этого аппарата есть один малозначительный на практике плюс – он способен запоминать измерения в своей памяти. Напряжение: 0-16 вольт, цифровой, 200 А сопротивления, примерная стоимость 2400 рублей.
Орион НВ-04 Незначительно доработанная для сервисов грузовых автомобилей модель НВ-03. Имеет большой диапазон у вольметра. В остальном ничем не отличается от предыдущей вилки. Напряжение: 0-32 вольт, цифровой, 200 А сопротивления, примерная стоимость 2800 рублей.
Ермак (1 и 2 провода) Пока что единственный плюс данной игрушки – внешний вид при низкой цене. Напряжение: 0-15 вольт, аналоговый, 100 А сопротивления, примерная стоимость 500 рублей.

Видео: как пользоваться нагрузочной вилкой

Проверка с помощью зарядочника

Если имеется зарядное устройство со шкалой, проверить АКБ можно и без вольтметра. Процедура эта несложная, и новичок может справиться. Главное — зарядочник не нужно подключать к сети 220.

Делается это так:

  • зарядник соединяется с клеммами АКБ — плюс на плюс, минус на минус;
  • устройство включается;
  • считываются показания.

Существуют также другие способы проверки. Например, сегодня многие производители устанавливают на аккумуляторы специальные датчики, дающие возможность следить за уровнем заряда. При этом стандартные значения указываются на корпусе батареи.

Неплохой результат может дать проверка с помощью фар. Включается ближний свет на холодном моторе. Если в течение 5 минут яркость светового пучка не спадает, АКБ в порядке. Подобный тест, только уже со звуковым сигналом вместо фар, также даёт возможность определить силу тока. Нужно при включённом зажигании пару раз посигналить. Если звук клаксона постоянно громкий, всё с батареей нормально.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.