Содержание
Определение
Бонус-малус и его коэффициент (КБМ) − это система, которая в определенном порядке и при определенных условиях предоставляет скидки на полис ОСАГО автовладельцам, не имеющим случаев аварий (прочих ДТП) и, как следствие, страховых случаев (за отчетный период времени). Посредством данной системы есть возможность взыскать с виновника ДТП больший размер страховых выплат и дисциплинировать водителей (не нарушать ПДД). При каждом новом оформлении ОСАГО КБМ снижается, но с учетом безаварийной езды.
Запрос КБМ в единой базе РСА сопряжен с ОСАГО с 2013 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что оформление ОСАГО возможно только с учетом данной системы.
Сноска: РСА − Российский Союз Автостраховщиков. Является некоммерческой организацией, общероссийским профессиональным объединением страховых компаний. РСА производит процедуру обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО) на территории Российской Федерации.
КБМ
Коэффициент понижается/повышается (под влиянием ряда факторов: частота ДТП, история водителя), что оказывает влияние на стоимость полюса «автогражданки».
Страховая компания, выдающая полисы ОСАГО, обязана проверить информацию о конкретном автолюбителе при помощи автоматизированной базы РСА. При отсутствии нужных данных бонус-малус равняется 1 (коэффициент).
КМБ не применяется в следующих случаях:
- При транзитном страховании (ТС в процессе регистрации (на пути для прохождении технического осмотра).
- Выдача страховки собственникам автомобилей не зарегистрированных на территории РФ.
- Страхования автолюбителей, имеющих прицепы.
Определение КБМ (ОСАГО)
Автолюбитель может проверить положенный бонус-малус, зайдя на сайт компании-страховщика. Там заполняются нужные данные водителя и производится его последующая идентификация по базе РСА. Проверка КМБ возможна одновременно по нескольким автомобилистам. Форма заполнения стандартная:
- ФИО;
- полная дата рождения;
- информация водительского удостоверения (серия и номер).
Также необходимо введение автоматизированного теста Тьюринга (состоит из цифр/букв). Далее нажимается иконка показа КБМ и следует результат.
Таблица
После ввода данных высветится таблица коэффициента бонус-малус (РСА), по которой производится проверка. Всего она насчитывает 14 классов. КМБ начального класса «М» − 2,45. Последний, 13 класс имеет уже 0,5. Маленький КМБ возможен только при отсутствии страховых происшествий у автолюбителя и его добропорядочной истории езды.
Класс (на начало действия договора) |
Коэффициент (КМБ) |
Класс на окончание действия договора с учетом N-ого количества выплат |
||||
|
1 |
2 |
3 |
Свыше 4 |
||
уровень «М» уровень «0» уровень «1» уровень «2» уровень «3» уровень «4» уровень «5» уровень «6» уровень «7» уровень «8» уровень «9» уровень «10» уровень «11» уровень «12» уровень «13» |
2,45 2,3 1,55 1,4 1 0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5 |
«0» «1» «2» «3» «4» «5» «6» «7» «8» «9» «10» «11» «12» «13» «13» |
нег. нег. нег. 1 1 2 3 4 4 5 5 6 6 6 7 |
нег. нег. нег. нег. нег. 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 |
нег. нег. нег. нег. нег. нег. нег. нег. нег. нег. 1 1 1 1 1 |
М М М М М М М М М М М М М М М |
*нег. /М − негативный статус
Примечания
- Класс.
Присваивается автовладельцу в ходе оформления ОСАГО. Класс зависит от численности фактических выплат страховой компенсации. - КБМ.
Влияет на присвоение класса. Чем выше показатель, тем ниже класс. Если страховые выплаты отсутствуют , гарантировано повышение класса, понижение КБМ. - Применение КБМ.
Используется на оформлении/продлении ОСАГО (12 месяцев). В расчет берутся предыдущие страховые выплаты (их отсутствие). - Разовая компенсация.
Страховой случай равен единоразовой страховой выплате, которая произведена компанией-страховщиком. - Первый договор обязательного автострахования
При оформлении первого полиса ОСАГО (ранее не заключались, не продлялись в конкретной компании) автолюбитель причисляется к 3 классу, с КБМ 1. - Бонус-малус и число лиц, которые имеют доступ к управлению ТС.
Если в полис к управлению машиной привлечен не только ее владелец, но и дополнительные лица, то страховая премия рассчитывается исходя от максимального КБМ (определен к каждому допущенному водителю). Если договор не имеет ограничений на допуск к управлению автомобилем, то бонус-малус рассчитывается на владельца, но с учетом количества зафиксированных страховых случаев старого полиса ОСАГО. - Зависимость класса от договора «автогражданки».
При досрочной остановке действия договора обязательного автострахования, последующее оформление нового приведет к тому, что класс останется прежним (как у предыдущего полиса), но если не было выплат. Если производились страховые компенсации на протяжении действия прерванного договора, то новый полис будет иметь соответствующий класс (установлен страховой компанией).
Полезная информация
Понятия, применяемые компаниями-страховщиками. Эти слова можно часто встретить при составлении договора либо при работе с ним:
- «КБМ автолюбителя/водителя» — показатель, который определяется для каждого конкретного автомобилиста, привлеченного к управлению машиной.
- «КБМ собственника»— показатель, который определяется для владельца автомобиля при его страховке.
- «Расчётный КБМ» — показатель, который применяется при расчете итоговой страховой премии (договор обязательного автострахования).
Справка, подтверждающая факт безаварийной эксплуатации
Информация, касающаяся страховых выплат либо их отсутствия при действии старого полиса ОСАГО бесплатно предоставляется компанией-страховщиком, у которой оформлен договор на полис при условии:
- завершения срока действия документа;
- в пятидневный период − с момента обращения к страховщику.
С целью получения справки в день завершения срока действия старого договора нужно предоставить компании заявление за 5 рабочих дней до истечения срока полиса.
Расчет стоимости полиса «автогражданки» ведется с учетом данных о КБМ, который имеется в базе Союза Автостраховщиков. Данными из справки, которая фиксирует безубыточную езду предыдущей страховой компании.
Как рассчитывается КБМ (пример)
Возможно, кому-то изложенная информация покажется недостаточно понятной или сложной. Однако, все очень просто. Вкратце можно уместить основные моменты, которые будут понятны каждому интересующемуся человеку.
Если договор с определенной страховой компанией оформляется впервые, то автолюбитель получает третий класс с коэфф. 1. При попадании в аварию автомобилистом при действии полиса, ему будет произведена выплата страховой компенсации . В таком случае, последующий договор будет идти со вторым классом и коэфф. 1,4. Когда же, автовладелец неоднократно получал от компании компенсации, то класс и вовсе будет начальным − «М» с коэфф. 2,45.
Итог
На основе всего вышеизложенного становится понятно, что система с КБМ несет в себе огромную пользу для водителя, особенно для аккуратного. Остальные же становятся более добропорядочными и меньше нарушают правила движения.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях: