Как проверить реальный пробег автомобиля?

До 15 % подержанных автомобилей, продаваемых на российском рынке, имеют изменённые показатели пробега. Продавцы скручивают показатели одометра для увеличения стоимости б/у авто. Чтобы не попасться в эту ловушку и не переплатить за покупку, любому потенциальному покупателю необходимо разбираться в том, как узнать реальный пробег автомобиля не только по приборам учёта, но и по косвенным признакам.

Проверка механического одометра

На большинстве старых автомобилей используется механический (аналоговый) одометр, изменить показания которого не составляет большого труда. Зачастую мошенники используют для этого обычный бытовой инструмент, оснащённый электромотором с оборотным механизмом действия, например, электродрель. Тросик спидометра отсоединяется от коробки передач, после чего пробег сматывается до нужных продавцу величин. В качестве альтернативы мошенники могут разобрать приборную панель и вручную установить уменьшенное значение пробега.

Цифры на спидометрах механического типа возможно изменить вручную после демонтажа приборной панели

Заметить скрученный пробег аналогового одометра не так-то просто, так что определить это возможно лишь косвенные признаки. Вмешательство в работу прибора производилось, если:

  • Цифры одометра выставлены неровно, одна или несколько их них смещены в вертикальном или горизонтальном направлении;
  • Имеются следы откручивания крепления в районе тросика спидометра — слишком чистое или, наоборот, испачканное крепление, отличающееся от окружающей поверхности, косвенно свидетельствует о скручивании пробега;
  • Присутствуют следы снятия приборной панели — сами по себе они ещё не означают, что одометр скручивался, однако задать пару вопросов о причинах этого продавцу всё же стоит.

Проверка электронного одометра

На подавляющем большинстве современных автомобилей уже давно применяются электронные одометры. В таких приборах значения, передаваемые датчиком, преобразуются в электрические импульсы и хранятся в блоке памяти прибора. Изменить показания пробега электронного одометра сложнее, однако при наличии необходимого программного обеспечения также не составляет труда. Для сматывания пробега ноутбук со специальной программой подключается к электронному блоку управления авто (ЭБУ), после чего программно выставляются нужные цифры пробега. Существуют даже нелегальные сервисы, где предлагаются подобные услуги по «омоложению» авто всего лишь за несколько тысяч рублей.

Для того чтобы уменьшить значения пробега на электронных одометрах используется компьютер с установленным на нём программным обеспечением

Проверить вмешательство в электронную начинку одометра можно также с помощью компьютерной диагностики на специализированном сервисе. Дело в том, что значения пробега фиксируются сразу в нескольких местах авто: в блоке управления двигателем и в блоке памяти электронного спидометра. Зачастую вмешательство в электронный одометр меняет лишь показатели на самом приборе, а в других местах остаются реальные сведения. Именно разницу между этими данными и позволяет установить компьютерная диагностика. Если она невелика (в пределах пары сотен или тысяч километров), то вероятнее всего пробег не скручивался, а имеет место лишь ошибка в учёте. Ну а в том случае, если значения разнятся на десятки тысяч километров — налицо факт мошенничества со стороны продавца.

Другие признаки скрученного пробега

Определить примерный пробег автомобиля можно не только по одометру, но и по косвенным признакам, а также по технической документации на ТС.

Как проверить с помощью документов

Расчёт мошенника зачастую строится на том, что покупатель будет ориентироваться только на показания одометра, упустив нюансы в технической документации. Рекомендуется подробно ознакомиться со следующими документами:

  1. Первым делом нужно посмотреть паспорт транспортного средства (ПТС), в котором указывается год выпуска автомобиля. Сопоставив эту дату со среднегодовым пробегом ТС (20-30 тыс. км в год), можно попробовать найти несоответствия. Если у десятилетнего автомобиля фигурирует пробег в 40-50 тыс. км, то это может свидетельствовать о скрученном пробеге. Естественно, продавец всегда может делать акцент на том, что автомобиль эксплуатировался в крайне щадящем режиме, однако задуматься всё же стоит.
  2. Ещё больше о возрасте и гипотетическом пробеге может рассказать сервисная книжка на ТС. При плановом обслуживании в ней делается запись о текущем пробеге. Если в документе фигурирует больший пробег, чем показывает одометр — налицо явный факт мошенничества.

    Если автовладелец относительно нового транспортного средства «потерял» сервисную книжку, то стоит всерьёз задуматься о целесообразности такой покупки

  3. Не будет лишним попросить у продавца диагностическую карту, получаемую после прохождения ТО и необходимую для оформления ОСАГО. При прохождении техосмотра водитель указывает побег автомобиля, который фиксируется в диагностической карте. Если имеются различия с показаниями одометра, то продавец пытается ввести покупателя в заблуждение.
  4. Ещё один способ узнать возраст автомобиля — проверить VIN-код в интернете. Сейчас во всемирной сети есть немало специализированных сервисов, которые по введённому VIN-коду выдадут всю доступную информацию об автомобиле. Нередко такая информация содержит и сведения о пробеге автомобиля, зафиксированном при обращениях автовладельца в официальные сервисы. Например, все данные об автомобилях, привезённых из США, доступны с помощью интернет-сайтов CarFax и Autocheck. Со временем и в России появились подобные сервисы, в которых предоставляется информация о ТС, обслуживающихся внутри страны. Как правило, отчёт, в том числе содержащий данные о пробеге авто, обходится в небольшую сумму порядка нескольких сотен рублей. Однако у проверки через интернет есть и недостатки — если владелец обслуживал автомобиль в гаражном автосервисе, то информацию в сети о нём не найти.
Статья в тему:  Пробит поддон картера двигателя: что делать водителю

Компьютерная диагностика

Обычно компьютерную диагностику потенциальный покупатель доверяет специализированным автосервисам, выкладывая за такую проверку немалую сумму. Однако при желании покупатель может провести её и самостоятельно. Для этого проверяющему необходимы лишь ноутбук и USB-кабель разряда OBD-2. Компьютер можно заменить планшетом или даже смартфоном, так как их возможностей для диагностики вполне достаточно. Предварительно на электронное устройство необходимо установить одну из программ для диагностики автомобиля.

Подключившись к диагностическому разъёму через шнур OBD-II возможно посмотреть пробег автомобиля, сохранённый на электронном блоке управления

С помощью кабеля электронное устройство необходимо подсоединить к диагностическому разъёму транспортного средства в районе центральной консоли. Подключившись к электронному блоку управления автомобилем, в окне программы высветится реальный пробег. Однако не всегда эти данные являются точными — некоторые «умельцы» умудряются смотать пробег и в ЭБУ. В таком случае необходимо обратить внимание на состояние кузова и органов управления.

Состояние кузова

Длительная эксплуатация автомобиля ведёт к неизбежному появлению следов на металлических и пластиковых элементах кузова. Зачастую владельцы пытаются скрыть эти недостатки с помощью краски. Так что следы покраски транспортного средства также косвенно свидетельствуют о его немалом пробеге. Определить то, что автомобиль был окрашен, можно по наплывам краски в районе петель дверей, багажника и капота. Также при наличии металлических элементов внутри салона их цвет будет отличаться по своему оттенку с окрашенными внешними деталями кузова. Самый проверенный способ определения крашенного элемента в авто — измерение толщины лакокрасочного покрытия (ЛКП) толщиномером. Большой разброс толщины ЛКП на одной детали свидетельствует о том, что она была покрашена.

Если показания толщиномера на одной детали сильно разнятся, необходимо выяснить по какой причине автовладелец решился на покраску авто

Если же кузов не окрашен, то при визуальном осмотре его элементы помогут выдать реальный возраст автомобиля.

  1. Большинство потёртостей и сколов появляются в нижней части кузова — на переднем бампере, нижних частях дверей, порогах и передней части капота. Чем их больше — тем старше автомобиль или тем активней он эксплуатировался на дорогах, что также говорит о большом пробеге.

    Большое количество сколов на бампере может говорить о том, что автомобиль чаще эксплуатировался на загородной трассе, что свидетельствует о приличном показателе пробега

  2. Стоит обратить внимание на внешние ручки дверей. Так как чаще всего пользуются водительской дверью, то в первую очередь осматриваем её. Потёртости помогут подсказать приблизительный возраст автомобиля. Если дверь оборудована ограничителем хода и механизмом фиксации, то с увеличением пробега они начинают работать с перебоями, а на примерно 200 тыс. км и вовсе могут выйти из строя.
  3. Косвенно о большом пробеге свидетельствуют царапины и сколы на стёклах, которые нельзя убрать полировкой. При длительной эксплуатации их появление неизбежно, но если лобовое стекло достаточно часто меняется, то боковые и заднее практически никогда. Многочисленные царапины на них свидетельствуют о солидном возрасте автомобиля.
  4. Стоит осмотреть уплотнительные элементы кузова, то есть резинки, с помощью которых достигается герметичность автомобиля. Их износ, а также появление следов краски на местах, где резинки соприкасаются с металлическими деталями кузова, говорят о том, что ТС прошло далеко за 100 тыс. км.
  5. Обязательно поставьте автомобиль на смотровую яму и уделите внимание порогам и днищу. Следы ржавчины и вмятины говорят не только о гипотетическом большом пробеге, но и о неаккуратной эксплуатации.
Статья в тему:  Ступичный подшипник – для слаженной работы колес!

Сколы на капоте — весьма актуальная проблема автовладельцев, которая поможет ответить на вопрос «как часто автомобиль эксплуатировался за городом»

Салон и органы управления

Состояние салона автомобиля и органов управления может многое сказать о возрасте автомобиля, а значит — и о пробеге. Специалисты советуют обращать особо пристальное внимание на салон — именно здесь кроются элементы авто, искусственно омолодить которые практически невозможно. Тем более замена элементов обивки и других деталей салона — дело дорогостоящее, а потому производится очень редко.

  1. Первым делом нужно обратить внимание на кресла авто. Потёртости водительского сиденья появляются при пробеге около 100 тыс. км, а при вдвое большем расстоянии начинает трескаться материал и пассажирских кресел. На тканевых сиденьях начинают появляться глубокие морщины, а водительское кресло со временем элементарно продавливается. Нередко такие детали износа сидений маскируются новыми чехлами, потому при осмотре авто необходимо их снять.
  2. Немало о возрасте автомобиля могут сказать и органы управления. Стёртые резиновые педали, износ кожи рулевого колеса и пластика на рычаге переключения передач свидетельствуют о солидном пробеге автомобиля.

    Руль в автомобиле изготовлен из материалов, подверженных механическому воздействию, и начинает истираться при пробеге за 200 тыс. км

  3. Также следует уделить внимание пластиковым деталям салона, особенно тем, с которыми наиболее часто контактируют водитель и пассажиры автомобиля. Ручки дверей, кнопки стеклоподъёмников и магнитолы, дефлекторы печки постепенно изнашиваются из-за контактов с руками водителя и пассажиров.

Насколько важен показатель пробега автомобиля

Зачастую потенциальные покупатели при покупке автомобиля ставят показатели прибора учёта пробега на первое место, не обращая внимания на другие параметры. Однако такое поведение во многом является ошибочным.

С точки зрения покупателя гораздо более важным является состояние самого автомобиля и его отдельных узлов. Нерадивый хозяин может «убить» даже практически новое транспортное средство с минимальными показателями пробега. Неправильный стиль вождения, обслуживание в гаражном сервисе, замена деталей уже после их выхода из строя и наплевательское отношение к самому авто могут привести к тому, что даже относительно свежая машина с небольшим пробегом окажется технически изношенной.

Справедливо и обратное: если владелец автомобиля грамотно ухаживал за своим «железным конём», заливал качественное топливо, обслуживал его в хорошем автосервисе, своевременно меняя изношенные детали и технические жидкости, то большие цифры пробега могут ничего не значить. Даже если значения превышают 200 или 300 тыс. км, автомобиль может иметь практически идеальное техническое состояние. Так что в первую очередь при покупке авто необходимо обращать внимание именно на его состояние, а не на сухие цифры пробега.

Пробег и возраст автомобиля — очень важные показатели, однако первостепенным параметром является качество обслуживания ТС

Скручивание пробега не является только внутрироссийской проблемой — это явление встречается по всему миру. Во многих странах автовладельцы, пытающиеся таким образом ввести в заблуждение покупателя, несут ответственность в виде немалых штрафов, если подобный факт выясняется. В России же уголовной или административной ответственности за такие мошеннические схемы нет.

Ассоциация автодилеров России предложила Правительству РФ рассмотреть вопрос о привлечении к статье №159 УК РФ «Мошенничество» в случае выявления манипуляций с одометром автомобиля. Однако вероятность того, что такая инициатива будет претворена в жизнь, невелика. Так что и в дальнейшем знанием того, как проверить скручен пробег авто или нет, должен обладать каждый покупатель, присматривающий себе подержанный автомобиль.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.