Как устроен датчик холостого хода

Датчик холостого хода (также: регулятор холостого хода) − элемент впускной системы автомобиля, предназначенный для стабилизации оборотов холостого хода (ХХ). Данный узел играет ключевую роль в стабильной работе всего силового агрегата.

Принцип действия

Горючее должно оптимально смешиваться с воздушными массами. Тогда двигатель будет выдавать заявленную мощность. В случае поступления несбалансированной топливо-воздушной смеси в камеру сгорания, воспламенение слабое либо полностью отсутствует. Датчик холостого хода осуществляет регулировку подачи воздушных масс на ХХ, тем самым поставляя качественную смесь в цилиндры. При этом, клапан дроссельной заслонки находится в закрытом состоянии.

Устройство

Регулятор имеет в свой конструкции:

  • шаговый электрический моторчик;
  • подпружиненная конусная игла.

Датчик изменяет величину зазора сечения во впускном канале с целью регулировки поступающего количества воздушных масс в момент работы двигателя на ХХ. Совместно с РХХ трудится еще один измерительный прибор, в задачу которого входит подсчет количества поступаемого воздуха, а контроллер подает воздушные потоки.

Холостой ход (ХХ) на холодную является наиболее тяжелым для силового агрегата по ряду причин:

  • нужны затраты на разогрев топлива и масла до рабочего состояния. Горючее, которое не достигло нужной кондиции, не способно обеспечить корректную работу силовой установки;
  • низкий коэффициент полезного действия. Несмазанные (холодное моторное масло очень густое и вязкое) детали двигателя движутся туго по отношению друг к другу. Также между впускным/выпускным коллекторами сильная разница в давлении, что не способствует качественному сгоранию горючей смеси;
  • в составе выхлопных газов большая концентрация углекислого газа.
Статья в тему:  Срок давности штрафов ГИБДД

Чем хуже скорость подачи топливо-воздушной смеси в систему выпуска, тем более выраженные изложенные факторы. Поэтому, очень важно поддерживать РХХ в исправном состоянии. Основная причина неисправности узла − проводка, в связи с чем широко популярен механический датчик холостого хода. Основным преимуществом устройства является уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Основные неполадки

Нагар — одна из основных причин некорректной работы регулятора

Частые неисправности (симптомы), которыми страдает регулятор:

  • скачут рабочие обороты двигателя;
  • при включении нейтральной передачи (ХХ) обороты не изменяются;
  • при активации бортового оборудования и электроники обороты падают;
  • если нажать на акселератор на ХХ, машина глохнет.

Причины

Вышеизложенные признаки свидетельствуют о возможной неисправности РХХ. Причины неполадок могут быть следующими:

  1. Износившаяся направляющая игла.
  2. Датчик холостого хода имеет оборванные контакты в корпусе.
  3. Загрязнение датчика.

Диагностика

Чтобы проверить, как работает регулятор, необходимо зафиксировать автомобиль на месте посредством стояночного тормоза и упоров под колеса. Существует несколько несложных способов диагностики РХХ, но прежде необходимо изъять из электрического звена деталь.

  1. Вольтометр. Данным прибором определяется напряжение в РХХ. Включенное зажигание не должно существенно влиять на показания (норма − 20 Вольт). Напряжение ниже нормы − АКБ заряжается недостаточно, отсутствие напряжения говорит о необходимости проверки всей электроцепи. Уровень сопротивления не должен быть выше отметки «53 Ома».При стабильной работе ХХ напряжение должно быть высоким.
  2. При включенном зажигании к РХХ нужно приставить колодку питания − исправное состояние отмечается сменой положения иглы датчика.Неисправности можно устранить своими силами.

Замена

Чтобы заменить регулятор нужно:

  1. заглушить мотор (правила безопасности).
  2. Отцепить разъем с четырьмя контактами.
  3. Отвинтить особые контактные болты.
  4. Демонтировать регулятор.
  5. Поставить новый узел.
  6. Завинтить болты обратно (регулятор должен быть плотно зафиксирован).
  7. Подключить разъемы.
Статья в тему:  Как проверить давление в кондиционере автомобиля самостоятельно

Калибровка

Новая деталь требует настройки. После установки нового РХХ включите зажигание на 5-10 секунд. Затем запускаем ДВС и даем поработать на холостых порядка минуты. Глушим двигатель. Затем заводим опять и проверяем количество оборотов по тахометру. Возможно процедуру придется повторить несколько раз.

Покупка нового узла

Если датчик не реагирует на колебания иглы, все признаки необходимой замены на новый. Старый узел нет смысла реанимировать, поскольку замена на другой существенно сэкономит нервы и время, а по деньгам выйдет недорого.

Датчик холостого хода от отечественного производителя оптимален по соотношению цена/качество, поэтому нет смысла приобретать импортную деталь.

Чистка детали

Устройство ХХ очищается следующим образом:

  1. Отцепить колодку проводки от детали.
  2. Зачистить контакты посредством ватной палочки, на которую нанесен особый раствор.
  3. Демонтировать отверткой с крестовой насадкой для определения его состояния. Сама деталь расположена на корпусе ДС (дроссельная заслонка). При снятии могут возникнуть затруднения, ибо деталь может быть насажена на лак, что потребует демонтажа блока ДС.

Если деталь имеет масляный налет, требуется дополнительно очистка дроссельной заслонки. Напружиненная конусная игла зачищается WD-40.

Если очистка не помогла − неполадка может заключаться:

  • в обрыве проводки. Необходимо запаять провода, а участок пайки обезжиривается посредством спирта. После чего, наносится слой лака (предотвращение коррозии контактов);
  • износ направляющих конусной иглы. Меняется РХХ.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.