Переключение передач на механике: что нужно знать

Как известно, механическая коробка переключения передач до настоящего момента продолжает оставаться одним из самых распространенных типов КПП. Многие автовладельцы предпочитают такую коробку различным видам АКПП по причине надежности, простоты обслуживания ремонта, а также возможности полностью контролировать автомобиль.

Что касается новичков, единственной сложностью для начинающих водителей являются трудности в процессе обучения езды на машине с МКПП. Дело в том, что механическая трансмиссия предполагает прямое участие водителя (передачи переключаются вручную).

Также от водителя требуется постоянно выжимать сцепление при езде, правильно подбирать нужную передачу с учетом нагрузок на ДВС, скорости движения авто, дорожных условий и т.д. Далее мы поговорим о том, как правильно переключаться на механике, а также за счет чего достигается правильное переключение передач на механике МКПП.

Как на механике переключать скорости: езда на авто с МКПП

Итак, при езде на машине с механической коробкой нужно освоить принцип переключения передач. Прежде всего, при переключении на повышенную или пониженную передачу, а также в нейтраль, нужно в обязательно порядке выжимать сцепление.

Простыми словами, сцепление и коробка тесно связаны, так как выжим сцепления позволяет «рассоединить» ДВС и КПП, чтобы выполнить мягкое выключение одной передачи и произвести плавное включение следующей.

  • Что касается самого процесса переключения передач, сразу отметим, что существуют разные техники (включая спортивные), однако наиболее распространенной схемой является выжим сцепления, переключение передачи, после чего водитель отпускает сцепление.

При этом следует выделить, что когда сцепление выжато, то есть во время переключения передачи, происходит разрыв потока мощности от двигателя на ведущие колеса. Автомобиль в этот момент просто движется по инерции.  Также при выборе передачи важно и нужно учитывать, с какой скоростью движется машина.

Дело в том, что если передаточное отношение будет подобрано неправильно, обороты двигателя или резко «взлетят» вверх, или же сильно упадут. Во втором случае машина на низких оборотах может попросту заглохнуть, пропадает тяга (что опасно при обгонах).

Статья в тему:  WD-40: что это такое и для чего используется

В первом же случае, когда включена слишком «низкая» передача по отношению к скорости движения, при резком отпускании сцепления можно почувствовать сильный удар. Параллельно автомобиль начнет активно замедляться (вполне возможно даже резкое замедление, напоминающее экстренное торможение), так как произойдет так называемое торможение двигателем и коробкой.

Такая нагрузка разрушает как само сцепление, так и двигатель, трансмиссию, другие узлы и агрегаты автомобиля.  С учетом вышесказанного становится понятно, что переключать передачи нужно плавно, деликатно работать с педалью сцепления, правильно подбирать передачу с учетом ряда факторов и условий и т.д. При этом переключаться нужно все же быстро, чтобы не допускать разрыва потока мощности и потери тяги. Так езда будет более экономичной в плане расхода топлива.

Теперь давайте разберемся, когда нужно переключать передачу. Как правило, исходя из усредненных показателей (соотношение скоростного диапазона и передаточных чисел самих передач), оптимальным для пятиступенчатых КПП считаются переключения:

  • Первая передача: 0-20 км/ч
  • Вторая передача: 20-40 км/ч
  • Третья передача: 40-60 км/ч
  • Четвертая передача: 60-80 км/ч
  • Пятая передача: от 80-100 км/ч

Что касается задней передачи, то специалисты не рекомендуют пытаться ездить на ней с высокой скоростью, так как в ряде случаев высокие нагрузки приводят к появлению шумов и поломкам КПП. 

Еще добавим, что приведенные выше показатели средние, так как обязательно стоит учитывать и ряд отдельных факторов и дорожных условий. Например, если автомобиль не загружен, движется по ровной дороге, нет явного сопротивления качению, тогда переключаться вполне можно по приведенной выше схеме.

Если же машина движется по снегу, льду, песку или бездорожью, ТС поднимается на подъем, необходимо совершить обгон или маневр, тогда  переключения нужно осуществлять раньше или позже (в зависимости от конкретных условий). Простыми словами, двигатель как может понадобиться «раскрутить» на низшей передаче, так и переключиться на повышенную, чтобы не допускать пробуксовок колес и т.п.

Статья в тему:  Замена ремня двигателя ГРМ на Ford Focus-2 своими руками

Как показывает практика, в общих чертах, первая передача необходима только для того, чтобы автомобиль тронулся с места. Вторая используется для разгона (при необходимости активного) до 40-60 км/ч, третья хорошо подходит для обгонов и ускорения на скоростях 50-80 км/ч, четвертая является передачей для поддержания набранной скорости и активного ускорения на скоростях 80-90 км/ч, тогда как пятая самая «экономичная» и позволяет двигаться по трассе со скоростью от 90-100 км/ч.

Как правильно переключать передачи на механической коробке передач

Чтобы выполнить переключение передачи,  нужно:

  • отпустить педаль газа и одновременно выжать педаль сцепления до упора (сделать такой выжим можно резко);
  • затем, удерживая сцепление выжатым, плавно и быстро выключается текущая передача (посредством перевода рычага КПП в нейтраль);
  • далее из нейтрального положения сразу включается следующая передача (повышенная или пониженная);
  • также можно перед включением слегка нажать на педаль газа, слегка повысив обороты ДВС (передача будет включаться легче и четче), частично удается компенсировать потерю скорости;
  • после включения передачи сцепление можно полностью отпустить, причем резко бросать все же не рекомендуется;
  • теперь можно прибавить газу и продолжить движение на следующей передаче;

Кстати, МКПП позволяет не придерживаться четкой последовательности, то есть скорости можно включать не по порядку. Например, если на второй скорости машина разогналась до 70 км/ч, можно сразу включить 4-ю и т.д.Рекомендуем также прочитать статью о том, как научиться ездить на механике с нуля. Из этой статьи вы узнаете об основах и принципах езды на автомобиле с механической коробкой, а также на что обратить внимание в процессе обучения езды на МКПП.

Единственное, нужно понимать, что обороты в этом случае упадут сильнее, то есть дальнейший разгон не будет таким интенсивным, как на 3 передаче. По аналогии, если включается пониженная передача (например, после 5-й сразу третья), а скорость движения высокая, тогда обороты мотора могут резко возрасти.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.