Проблемы со стартером автомобиля

Распространённая головная боль автомобилистов — стартер крутит, но не заводится двигатель. В некоторых случаях он запускается, но крайне проблематично. Неисправность вынуждает приступать к сложной диагностике всей цепи, так как пусковое устройство функционирует вкупе с другими узлами и системами.

Характерные симптомы неисправности

Они приведены ниже:

  • вращение начинается лишь после нескольких попыток поворота ключа;
  • после запуска устройство продолжает жужжать;
  • пускатель вращается с большим трудом при заряженном аккумуляторе;
  • стартер щелкает, но не крутит.

Реальный срок службы обычного автомобильного стартера должен составлять не менее 70 тыс. км пробега машины. Лучшие образцы при надлежащем уходе ходят больше 200 тыс. км пробега.

Принято различать два вида неисправностей данного узла. Так как стартер является электромеханическим устройством, создающим первичный крутящий момент коленвала с нужным количеством оборотов, причины его неполадок могут быть чисто электрическими или механическими.

Чаще остальных из строя выходят следующие детали стартера:

  • тяговое реле;
  • щётки;
  • якорь.

Электрические неполадки

Если двигатель не заводится, и стартер очень медленно крутит маховик, то стоит проверить в первую очередь подачу тока. Делается это следующим образом:

  • батарея тестируется на заряд — он должен быть в пределах 60-70 % минимум;
  • проверяются контакты — надёжно и прочно закреплены;
  • диагностируется состояние всех важных проводов — целые, имеют надёжный контакт;
  • проверяется замок зажигания — не должен иметь каких-либо неисправностей.

Проблема с замком особенно актуальна, когда не срабатывает тяговое реле при открытом зажигании. Это свидетельствует о нарушении целостности обмотки или межвитковом замыкании.

На проблемы стартера, связанные с электрической частью автомобиля, может также указывать его замедленное вращение. Случается, что он вообще не крутит маховик. Возможно, что связано это с порчей коллектора или пластин, хотя основной фактор — полный износ или подвисание щёток.

Неисправности механического типа

В этом случае надо обратить внимание на состояние рычага обгонной муфты, буферной пружины. Если запуск сопровождается скрежетом, скорее всего, изношены венцы и бендикс не зацепляет маховик. Также стоит проверить настройку хода шестерни.

Любой нехарактерный звук стартера будет указывать на механическую проблему. Это требует срочной проверки узла с ямы или сверху. Часто такое происходит, когда:

  • изнашиваются втулки подшипников и вальных шеек якоря;
  • повреждаются зубья бендикса;
  • ломаются фиксирующие стартер болты;
  • ослабевают крепления полюса, из-за чего якорь начинает болтаться внутри.

Неисправности стартера могут показать себя не только на этапе запуска. Такое может происходить и после. Например, стартер вращается, жужжит, не отключается при работающем двигателе. В этом случае надо осмотреть:

  • приводной рычаг или сам привод на якорном валу;
  • втягивающее реле на заедания и слипание контактов;
  • обратную пружину на момент износа.
Статья в тему:  Стартер Audi 80 B3

Продолжать эксплуатировать жужжащий стартер строго запрещено! Надо быстро скинуть клемму устройства или реле, и начать поиски неполадок.

Основные неисправности

Таким образом, неполадки со стартером бывают следующими:

  • не включается якорь, так как втягивающее реле полностью или частично потеряло работоспособность;
  • окислились контакты аккумулятора, или батарея разряжена;
  • оборвалась проводка на одном из участков, связанных со стартером или реле;
  • произошло замыкание обмоток или пробой на массу;
  • полностью износились или зависают щётки;
  • подгорели пластины коллектора.
Неисправность Причины
Якорь включенного стартера вращается, однако коленвал неподвижен. Проскальзывание (пробуксовка) муфты свободного хода; механическое повреждение элементов муфты(буферной пружины, поводкового кольца); выскакивание оси рычага включения или его механическое повреждение; заклинивание (затрудненное перемещение) привода по винтовым нарезам вала якоря.
После пуска силовой установки стартер продолжает работать. Заклинивание рычага привода; механическое повреждение возвратной пружины включателя зажигания; залипание контактов втягивающего реле или заклинивание привода стартера на валу якоря; механическое повреждение, потеря эксплуатационных свойств (растяжка) возвратных пружин элементов стартера: втягивающего реле, муфты; заклин тягового реле; перекос стартера, вызванный ослаблением креплений агрегата на корпусе силовой установки.
Повышенный уровень шума при вращении якоря. Чрезмерно изношенные шейки и втулки вала якоря; крышка стартера с повреждениями в районе привода; зубья венца маховика силового агрегата или шестерня привода, имеющие механические повреждения; ослабленные крепления стартера; соприкосновение вращающегося якоря с полюсом, вызванное ослаблением крепления последнего в корпусе агрегата
Втягивающее реле не щелкает (не срабатывает) и якорь не вращается. Разряженность АКБ (полная или частичная) или выход ее из строя; окисление клемм батареи и наконечников; ослабление клемм или наконечников, подключаемых как к самому стартеру, так и к батарее; отсутствие контакта на клеммных болтах, спровоцированное обрывом проводов, соединяющих замок зажигания и стартер; замыкание, обрыв или пробивание на массу обмоток втягивающего реле.
При запуске электромотора и работоспособности втягивающего реле якорь крутится медленно или вообще не крутится . Нарушен контакт на клеммных болтах втягивающего реле; сильно изношены щетки или они заклинивают; подгорание или перегрев коллекторных пластин; пробой обмотки статора, вызванное нарушением изоляции или межвитковое замыкание; нарушение изоляционного слоя плюсового держателя щеток; замыкание коллекторных пластин, спровоцированное нарушением изоляции.

Как проводится диагностика?

Проверка функциональности реле и стартера:

  • соединить в цепь питания вольтметр;
  • поставить экранирующую шайбу толщиной 14 мм между приводной шестернёй и ограничителем;
  • подать напряжение на реле;
  • снять показания.
Статья в тему:  Отличия дизельного двигателя от бензинового – что лучше выбрать?

В норме ампераж не должен быть больше 23 А, а вольтаж — 9 В. В противном случае, это укажет на поломку стартерных катушек.

А вот как проводится диагностика для проверки наличия пробоев на массу с использованием мультиметра или индикаторной лампочки (на крайний случай):

  • обмотку отсоединить от реле;
  • поднять и зафиксировать изолированные щётки;
  • разомкнуть неизолированный щеткодержатель от шунтовой обмотки;
  • отвернуть винты, фиксирующие щёточные канатики;
  • освободить от щёток держатели;
  • включить тестер в цепь подачи тока величиной 12 В.

Если стрелка тестера отклонится, это свидетельство пробоев на массу. Таким же способом можно проверить якорные обмотки, но напряжение надо будет подать на корпус пускателя и коллекторные пластины.

Проверка стартера напрямую от АКБ

Замыкание длинной отвёрткой или металлическим ключом клеммных болтов стартера является одним из эффективных и лёгких способов проверки работоспособности электродвигателя. Если устройство запустит мотор, неисправность надо искать где-то в электрической цепи. Отсутствие реакции стартера укажет на необходимость проведения ремонта — надо демонтировать электродвигатель и разбирать.

Какие болты стартера надо замкнуть

Проверка бендикса

В первую очередь следует проверять бендикс, на котором могут быть сильно изношены зубья или присутствовать трещины. Обязательно надо протестировать, как бендикс проворачивается — должен только в одну сторону.

Проверка втягивающего

Как правило, щелчок после проворота ключа зажигания свидетельствует о нормальной работе реле и зацеплении бендикса. Чтобы проверить тяговое на демонтированном устройстве, надо стартер очень жёстко зафиксировать в тисках, предварительно обмотав слоем материи. Далее провести плюс от АКБ на клемму электродвигателя, а минус — зацепить за корпус агрегата. Исправное втягивающее должно ответить быстрым и резким щелчком, с последующим вращением бендикса. Если нет, реле нуждается в замене.

Ремонт стартера

Работы по восстановлению стартера должны проводиться строго в определённой последовательности.

  1. Сначала устройство надо демонтировать и разобрать. Данный процесс предваряется тщательной очисткой поверхности от грязи и пыли с помощью специальных щёток или кисточек, тряпки.
  2. Все демонтированные в ходе дефектовки детали надо промыть бензином и просушить потоком сжатого воздуха.
  3. С помощью мелкой шкурки устранить (отшлифовать) все царапины, задиры и забоины на металлических элементах.
  4. Поверхность контактных колец проточить и отшлифовать.
  5. Повреждённые мелкие резьбовые соединения восстановить с помощью метчика нужного размера.
  6. Подгоревшие и окислившиеся контакты зачистить шкуркой.

Заботливый водитель регулярно следит за состоянием стартера, очищает его от грязи и пыли, окислов. Это крайне важная процедура, от которой зависит беспроблемный и постоянный запуск двигателя.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.