Стартер Урал-4320

Устройство пуска автомобиля является важным техническим элементом, без работоспособности которого невозможно представить запуск мотора. Стартер Урал 4320 — конструктивно довольно сложен, поэтому его выход из строя может быть вызван различными причинами.

О стартере Урал 4320

Чем массивнее двигатель, тем тяжелее его заводить. А особенно, моторы дизельные, как на Урале 4320. Стартер на эту машину достаточно тяжёлый — до 25 кг. Представляет собой коллекторный электрический двигатель постоянного тока. В нём предусмотрен привод с шестернёй и бендикс для передачи вращения маховику двигателя. Функционирование пускового устройства поддерживается несколькими реле: мощным втягивающим, стартерным и блокировочным реле. Втягивающее сидит прямо на стартере, а два остальных — являются отдельными блоками.

Одной из главных характеристик стартера Урал 4320 является частота вращения. Для запуска дизельного мотора коленвалу хватает 2-3 оборотов с амплитудой 130 об/мин. Частота вращения электродвигателя, предназначенного для Урал 4320, составляет 1500 об/мин. В силу действия приводной шестерни это высокое значение нормализуется и только затем передаётся на венец маховика.

Другие важные характеристики:

  • напряжение питания бортовой сети и соответственно стартера — 24 В;
  • мощность устройства — 6-9 кВт, в зависимости от модели;
  • потребление тока — 130 А (холостой ход) и 800-1000 А (во время запуска мотора);
  • ёмкость аккумулятора — не меньше 190 А/ч.

Из-за того что компоненты стартера дизельного авто подвергаются сильным нагрузкам, устройство способно прослужить несколько меньше, чем сам мотор. Производитель сам рекомендует менять пускатель каждые 5-6 лет.

Характерные неисправности

Очевидно, что неисправности возникают на наиболее нагруженных элементах пускового устройства — приводе и электрической составляющей. К примеру, неполадки часто застают якорь стартера:

  • он вращается с малой скоростью, так как загрязняется, или подгорают контакты в щёточном узле (также втягивающее реле) — при этом сила тока должна быть меньше нормы;
  • если сила тока выше нормы, то якорь может медленно вращаться из-за пробоя обмотки и различных механических повреждений — перекоса ротора, рассыхания смазки, износа;
  • якорь вообще не крутится, а сила тока меньше стандартного значения — в цепи обрыв, возможно также, что пробита проводка втягивающего реле;
  • если ротор не вращается, но ампераж в норме — есть пробой на «массу».

Другие распространённые типы неполадок, возникающих со стартером 4320:

  • срабатывается щеточный узел, поэтому электродвигатель вращается, но мотор не заводится;
  • окисляются контакты или нарушается гибкая масса, что приводит к щёлканьям стартера без вращения;
  • стачиваются зубья бендикса, из-за чего пускатель неспособен схватывать маховик, хотя и работает;
  • портится втягивающее реле, поэтому стартер продолжает вращаться даже после запуска ДВС — также возможны короткие замыкания, перегорание контактов и другие неприятности.

Перед снятием электродвигателя, рекомендуется тщательно проверить работу аккумулятора, состояние его клемм, а также количество и состояние масла в двигателе. Следует знать, что на мощных стартерах дизельных моторов имеется одна особенность — часто неполадки возникают одна за другой, как лавина. Например, чрезмерная нагрузка на устройство приводит к перегреву обмотки, а затем к замыканию изоляции. Одновременно начинают стремительно изнашиваться втулки, бьёт роторный вал, повреждается привод и даже венец маховика. Если же нарушается работа цепи питания, то это приводит к потере стартером своей мощности, а чрезмерно высокий ток буквально выжигает щёточный узел и коллектор якоря из-за пробоя.

Оригинальные стартеры Урал 4320

На Урал 4320 устанавливается несколько типов различных двигателей:

  • ЯМЗ-236/238;
  • ЯМЗ-240;
  • ЯМЗ-534/536;
  • ЯМЗ-656/658;
  • КамАЗ-740.
Статья в тему:  Ресурс двигателя Вольво XC90 2.0, 2.4, 2.5, 2.9, 3.2, 4.4

Эти же моторы успешно применяются на других грузовиках и автобусах — ЗИЛах, КамАЗах, ЛАЗах. Поэтому стартер на Урал также подходят и для этих машин. Наилучшим спросом пользуются такие варианты пусковых устройств:

  • «Автодизель» или акционерное общество Ярославского моторного завода — штатные стартера для ЯМЗ, предлагающие модели 2562.3708-40 и 5340.3708010;
  • БАТЭ — Борисовский тракторный завод, выпускающий также стартеры СТ-142;
  • ISKRA — белорусско-словенское предприятие, изготавливающее современные типы экономных стартеров для КамАЗ-740 AZJ 3367 и 4554, а также AZF 4581 для ЯМЗ-236/238 ;
  • «Элтра/Прамо» — отечественный производитель из города Ржев, предлагающий модификации стартеров 8902.3708, 8912.3708, 2501.3708-40 и другие.

Стоят устройства в пределах 13-17 тыс. рублей.

Стартер AZJ 3367

Примечательно, что многие стартеры для Урала 4320 оснащены редуктором. Благодаря этому удалось несколько уменьшить размеры и снизить вес электродвигателя. Одновременно это дало возможность повысить мощность устройства и частоту вращения. В конечном итоге вся продукция «ПРАМО» или «Элтра» значительно легче и меньше аналогов, при этом развивает то же усилие или даже больше. А вот, к примеру, СТ-142 от БАТЭ редуктора не имеет, поэтому весит все 27 кг. Для сравнения изделие 8902.3708 имеет массу всего 11 кг.

Стартер для автомобиля надо покупать у проверенного изготовителя, иначе нельзя застраховаться от приобретения контрафактной продукции. Очевидно, что подделка будет иметь низкий эксплуатационный срок.

Демонтаж и разборка

Неисправный стартер можно разобрать своими руками, чтобы почистить от грязи или заменить неисправные детали. Только перед этим устройство надо грамотно демонтировать. Процедура эта несложная, особых навыков иметь не нужно. Вот какие инструменты следует подготовить:

  • набор ключей и головок с удлинителем;
  • шлицевая отвёртка, желательно длинная;
  • ВД-40 или другая жидкость от ржавчины;
  • плоскогубцы;
  • чистая тряпка.

Работа не займёт более 30-40 минут времени, если все сделать по инструкции. Около 1 часа тоже уходит на разборку и дефектовку деталей.

Ниже представлен полный алгоритм действий:

  • обесточить аккумулятор, скинув обе клеммы;
  • снять защиту двигателя;
  • ослабить болт 19 хомута, который держит стартер на этом автомобиле;
  • отвернуть болты, фиксирующие стартер к мотору;
  • вытащить провода массы и плюса;
  • сдвинуть электродвигатель немного в сторону, отвернуть провода втягивающего реле;
  • аккуратно извлечь стартер.

Далее проводится разборка корпуса:

  • задняя крышка снимается путём отворачивания двух гаек и шпилек;
  • щёточный узел держится на двух винтах с одной и другой стороны — самих щёток 4;
  • после снятия щеточного узла можно легко вынуть якорь устройства.

Обязательно тестером прозваниваются магистральные каналы на предмет пробоев, заменяются щётки. Отдельно проверяется якорь устройства и статор. В продаже сегодня встречается много запчастей от стартера Урал 4320:

  • якорь 48-сантиметровый от КАМАЗ БАТЭ СТ 14237008200 за 8,8 тыс. рублей;
  • держатель подшипника в сборе за 2 рубля штука;
  • траверза Камаз СТ 142 БАТЭ — за 1,2 тыс. рублей;
  • втягивающее реле камазовское — 1,4 тыс. рублей;
  • контактный диск для тягового реле Камаз, Маз — 160 рублей за штуку;
  • болты от реле камазовские — 100 рублей штука;
  • бендикс Камаз, Маз на 10 зубьев под артикулом СТ 142 Б3708600 — 700-800 рублей;
  • отдельное электрическое реле Релком PC530 за 270 рублей.
Роман 64 Смотрел в магазе есть стартера с редуктором и на 10 и на 11 зубов. Понятно что надо как на старом количестве зубьев. Ну а в эксплуатации с редукторм лучше или только вес и вся разница?
Жанко Меньшее потребление тока, то есть возможность запуститься на просаженных аккумах больше, да и засадишь их когда много маслаешь не так быстро. Я наоборот хочу сохранить древнюю но очень надежную конструкцию, даже при смерти втягивающего запуск без проблем. Вот только по втулкам разобраться… Знать бы хотя бы их размеры заказал бы на заводе, внутренние диаметры в книге есть а чертежа нету( разбирать не могу на заводе дело не быстрое…
Толян на Мазе У тебя втягивающие открыто(старого образца!)? втулки должны подойти с 142го.
Алёк В книгах по ремонту размеры втулок разные вроде, на моём внутренние диаметры больше, про посадочные нифы найти не смог. 
МАЗерати Такой стартер как минимум музейный экспонат уже
Роман 64 Да нет сейчас выпускается как ст-25 изменили щеточный узел только.
МАЗерати Ну не знаю, я впервые вижу Ставили на мтз маленький редукторный стартер, прослужил пол года. Зимой при запуске начал подстукивать, когда разобрали были в удевленны что лопнула большая шестерня по полам. Провели ревизию старому родному стартеру, служит уже пятый год без проблем. Теперь к новым редукторным впечатления не очень, у меня.
Николай Андрейко Все верно. вместо ст-103 выпускается ст-25 с измененным щеточным узлом, размер втулок не нашёл
АлтынБекзабаров У меня тоже такой 103й на 238м сегодня разбирал контактные диск и болты горевшие.Зазор между контактными сколько мм .Почищу и попробую.
Роман 64 В руководстве регулируется только момент включения стартера относительно выхода бендикса, то есть: вставляешь что нибудь толщиной 16мм между шестерней бендикс и шайбой в которую он упирается подаешь ток на втягивающее и лампочкой или тестором смотришь замкнулись пятаки или нет (не должны) если замкнулись то вкручиваешь тягу внутрь втягивающего. Это если ты сбил настройку. Потом вставляешь что нибудь на 11мм (пятаки должны замкнуться) если нет то выкручиваешь тягу. Всё просто.
Славиков Я думал не найду про свою беду ничего. Ан нет, есть люди с СТ103. Так вот втулок размеры есть. Только недавно себе заказывал. Чертеж с размерами скину завтра. Но вот другой вопрос. Сегодня при сборке своего оказалось что выработка на валу якоря из-за чего клинит бендикс там.( от руки попробовал покрутить бендикс а он там стопорится). Так вот не знаю что теперь делать? Есть новый за 80уе с хранения, но там 10 зубов. А у меня 11. Так вот вопрос: бендиксы 11 и 10 спокойно заменяются или нет?
Роман 64 10 зубов КАМАЗ 11 ямз. Между собой бендиксы меняются. А за чертежи буду очень признателен!
Саня П. Насколько я знаю, 11 зубьев идёт на ЯМЗ-238, 10 зубьев идёт на ЯМЗ 236. Если конечно венец ни кто не поменял,а венец можно ставить и туда и сюда.
Роман 64 Не Сань, изначально ямз шёл весь на 11 зубов, но потом начали фигачить на десять зубов (закос под Камаз) десятизубые должны были идти на электростанциях и судовых вроде, якобы чтобы можно было с КАМАЗовской установки поставить стартер. Этот маразм был приказом, но так как всё вечно через одно место то в зч к авто шли и венцы и махавики под десять зубов. А на новых машинах 90х из-за дурдома ставили то что было в запасе.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.