Стоит ли использовать моторные масла с молибденом

О моторных маслах с молибденом встречаются как хорошие, так и плохие отзывы. Одни считают, что эта присадка придаёт маслам великолепные качества. Другие говорят, что молибден гробит двигатель. Третьи считают, что упоминание о присутствии в составе масла этого металла – это всего лишь маркетинговый ход и масло с ним ничем не отличается от всех прочих.

Какой молибден применяют в моторных маслах

Важно знать, что молибден в чистом виде в маслах никогда не применялся. Используется исключительно дисульфид молибдена (молибденит) с химической формулой MOS2 – один атом молибдена, связанный с двумя атомами серы. В реальном виде это темный порошок, скользкий на ощупь, как графит. Оставляет на бумаге след. «Масло с молибденом» — это общепринятое в обиходе словосочетание, чтобы не усложнять речь химическими терминами.

Частицы молибденита имеют форму микроскопических чешуек с уникальными смазывающими свойствами. При попадании друг на друга они скользят, значительно снижая трение.

Какие преимущества дает молибден

Молибденит образует пленку на трущихся деталях двигателя, иногда многослойную, защищает их от износа и служит как средство против задиров.

Добавление его в моторные масла дает ещё ряд значительных преимуществ:

  • за счет снижения трения значительно сокращается расход топлива;
  • двигатель работает мягче и тише;
  • при использовании с маслами повышенной вязкости эта присадка может ненадолго, но продлить ресурс изношенного двигателя до капремонта.

Эти замечательные свойства молибденита были открыты учеными и механиками в первой половине 20 века. Уже во Вторую мировую войну на военной технике вермахта применялась эта присадка. За счет молибденитовой пленки на ответственных трущихся деталях двигателей например, танк мог какое-то время двигаться даже потеряв масло. Использовали этот компонент и в вертолетах армии США, и во многих других местах.

Статья в тему:  Кенгурин на УАЗ Патриот – украшаем, защищаем и не нарушаем закон

Когда молибден может быть вреден

Если бы эта присадка имела только плюсы, то не было поводов для разговоров об отрицательных моментах. Однако такие поводы есть.

Молибден, в том числе и в составе дисульфида, начинает окисляться при температуре выше 400С. При этом к молекулам серы прибавляются молекулы кислорода, и образуется совершенно новые вещества с другими свойствами.

Например, в присутствии молекул воды может образоваться серная кислота, разрушающая металлы. Без воды образуются карбидные соединения, которые не могут отложиться на постоянно трущихся деталях, но могут откладываются в пассивных местах поршневой группы. В итоге может произойти закоксовывание поршневых колец, задиры зеркала поршней, образование шлака и даже выход двигателя из строя.

Это подтверждается научными исследованиями:

  • Using the TEOST MHT to Evaluate Fundamental Oxidation in Low Phosphorus Engine Oils (STLE);
  • Analysis of Deposit Formation Mechanism on TEOST 33 C by Engine Oil Containing Mo DTC;
  • Improving Fuel Economy with MoDTC without Increasing TEOST33C Deposit.

В результате этих исследований доказано, что дисульфид молибдена при определенных условиях работает как катализатор для образования карбидных отложений.

Поэтому масла с такой присадкой не рекомендуют использовать в двигателях, где конструктивно предусмотрена рабочая температура в области действия масла выше 400 градусов.

Производители досконально знают свойства своих двигателей. Поэтому дают рекомендации, какие масла следует использовать. Если есть запрет на использования масел с такими присадками, то использовать их не следует.

Статья в тему:  Что следует знать о транспортном налоге и как рассчитать его для своей машины

Также такое масло может сыграть плохую службу на любом двигателе при перегреве выше 400С.

Молибденит – устойчивое к механическим нагрузкам вещество. Не склонно к оседанию и выгоранию. Тем не менее, нельзя эксплуатировать масло с молибденом больше рекомендуемого производителем пробега, потому что проблема может возникнуть с основным базовым компонентом и другими присадками.

Как узнать о наличии молибдена в моторном масле

При жестокой конкуренции на рынке моторных масел ни один производитель не станет разорять свой бизнес, добавляя в масла вредные присадки. Также ни один производитель не будет раскрывать состав своих масел полностью, потому что это серьезная промышленная тайна. Поэтому возможно, что молибденит в разных количествах присутствует в маслах разных производителей.

Простому потребителю нет нужды сдавать масло в лабораторию, чтобы выявить наличие молибдена. Для себя его наличие можно определить по цвету масла. Молибденит – порошок темно-серого или черного цвета и придает маслам темный оттенок.

Со времен СССР ресурс автомобильных двигателей увеличился в несколько раз. И заслуга в этом не только автомобилестроителей, но и создателей современных масел. Взаимодействие масел с разными присадками и узлов авто изучается в прямом смысле на уровне атомов. Каждый производитель стремится стать лучшим в жесткой борьбе за покупателя. Создаются новые составы. Например, вместо молибдена применяют дисульфид вольфрама. Поэтому, броская надпись «Молибден» — всего лишь безобидный маркетинговый ход. А задача автолюбителя – купить оригинальное масло (не подделку) от рекомендованного производителя.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *