Как установить обманку лямбда зонда?

Работой двигателя современного автомобиля управляет электронный блок — контроллер, ориентирующийся на показания доброго десятка датчиков. Часть из них находится в легкодоступных местах и потому спокойно меняется при выходе из строя. Но есть и такие как лямбда зонд (иначе — датчик кислорода, О2), вмонтированный внутрь выхлопной системы. Вместо того чтобы производить его замену, опытные автомобилисты зачастую прибегают к установке обманки, экономя на покупке новой детали.

Как функционирует кислородный датчик?

Чтобы сделать обманку лямбда зонда, не помешает разобраться, как он работает и взаимодействует с контроллером. Есть один существенный момент: применение всякого рода имитаторов вместо штатного датчика О2 далеко не всегда дает положительный результат. Это станет понятно при более подробном изучении работы элемента.

Чтобы обеспечить полное сгорание топлива в цилиндрах, контроллер, управляющий форсунками, должен смешать его с воздухом в оптимальных пропорциях. Теоретически для сжигания 1 см3 бензина потребуется 14,7 см3 воздуха, чье количество определяется датчиком ДМРВ. «Видя» таким способом расход воздуха, электронный блок дозирует подачу горючего форсунками.

Другое дело, что контроллер не может «видеть» как сгорает топливо на самом деле, если не задействовать лямбда зонд, устанавливаемый на выходе отработанных газов в выхлопном тракте. Его задача — оценивать количество кислорода, оставшегося в выхлопе авто и информировать об этом блок управления посредством электрических сигналов, а тот делает соответствующие выводы:

  1. Большой объем остаточного кислорода свидетельствует о бедной топливовоздушной смеси. Контроллер увеличивает подачу горючего, доводя ее до нормы.
  2. Если кислорода в отработанных газах мало, то смесь слишком обогащена и долю бензина в ней нужно уменьшить, что и делает контроллер.
  3. Когда сигналы от датчика О2 становятся некорректными либо пропадают вовсе (при выходе из строя), электроника переходит в аварийный режим, подавая горючее в соответствии с заложенной программой.

Лямбда зонд — элемент довольно чувствительный и выходит из строя спустя 40-80 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации, состояния двигателя и качества применяемого топлива. О неполадках датчика свидетельствуют такие признаки:

  • на приборной панели загорается табло «Check Engine»;
  • расход бензина возрастает, его величина зависит от заложенной программы (прошивки);
  • из выхлопной трубы идет черный дым;
  • появляется нестабильная работа на холостом ходу, вплоть до остановки силового агрегата.
Статья в тему:  Шторки для автомобиля. Излишество или необходимость?

В автомобилях, чьи топливные системы соответствуют нормам EURO 4 и выше, кислородных датчиков уже два. Первый стоит сразу на выходе из двигателя, второй – после каталитического нейтрализатора. Электроника ориентируется на показания обоих элементов и готовит топливовоздушную смесь более точно.

Мастерами – умельцами практикуется 2 способа «обмана» контроллера при неисправностях лямбда зонда либо нейтрализатора выхлопных газов:

  • механический, с помощью металлической втулки;
  • электронный.

Первым делом стоит разобраться, как обойти аварийный режим механическим путем.

Установка механической обманки

Использование данного способа уместно в ситуациях, когда вышел из строя катализатор либо автолюбитель поставил вместо него обычный пламегаситель. То есть, датчик О2 все равно должен находиться в исправном состоянии.

Фокус в том, чтобы механическим путем ввести в заблуждение электронику и показать, будто катализатор стоит на месте и функционирует нормально.

Дополнительная деталь представляет собой обычную бронзовую или стальную втулку с резьбой и шестигранной головкой под ключ. В торце проделано калиброванное отверстие диаметром 2 мм, куда проходят дымовые газы, а внутри втулка заполнена керамической крошкой с каталитическим покрытием. Используя чертеж обманки, элемент несложно выточить на токарном станке либо купить в готовом виде.

Имитация работы нейтрализатора происходит следующим образом:

  1. Газы из выхлопного тракта попадают сначала в полость втулки.
  2. Проходя сквозь керамику, газы вступают с ней в реакцию, отчего количество вредных веществ (СО и СН) снижается.
  3. Обработанные газы поступают в кислородный датчик, который выдает требуемые показатели контроллеру.

Конструкция механической обманки лямбда зонда аналогична устройству катализатора, только в уменьшенных размерах.

Установить деталь не составит труда, необходимо лишь определить местонахождение самого датчика и действовать по такому алгоритму:

  1. Отключить аккумулятор, сняв «минусовую» клемму.
  2. Выполнив предварительную разборку, добраться до разъема датчика и отсоединить его.
  3. Выкрутить элемент и вкрутить на его место обманку.
  4. Во втулку вкрутить лямбда зонд и подключить разъем.

Обман с помощью электроники

Существует 3 варианта обмана электронного блока:

  • перепрошивка;
  • установка эмулятора;
  • использование простой схемы, спаянной своими руками.

Перепрошивка — это кардинальный способ раз и навсегда решить проблему неработающего или отсутствующего катализатора. Суть в том, чтобы программными методами исключить второй датчик О2, стоящий за нейтрализатором, из «поля зрения» контроллера. Тогда последний станет ориентироваться только на показания первого зонда и не задействует аварийный режим.

Статья в тему:  Что лучше: Nissan Terrano или Renault Duster?

Недостаток способа заключается в отсутствии корректных заводских прошивок, а применение других может оказаться небезопасным для работы силового агрегата. Чтобы удачно реализовать такую обманку, придется обращаться к хорошим специалистам, что по деньгам сопоставимо с покупкой нового катализатора.

Второй вариант — приобрести и поставить так называемый электронный эмулятор, собранный на базе микропроцессора и рассчитанный на определенные марки автомобилей. Он имитирует нормальную деятельность лямбда зонда и успешно взаимодействует с электронным «мозгом» машины. Сложностей при установке никаких, нужно лишь подсоединить прибор к разъему датчика.

Некоторые мастера — умельцы ставят самодельные обманки, присоединяя их к проводам, ведущим к разъему. Для сборки необходимы такие детали и инструменты:

  • постоянный резистор на 1 МОм;
  • конденсатор на 1 мкФ неполярного типа, рассчитанный на напряжение до 30 В;
  • паяльник, нож, кусачки;
  • припой, канифоль.

Предлагаемая схема тоже применяется для обмана второго датчика при неисправном нейтрализаторе выхлопных газов. Выяснив его местонахождение, следует предпринять такие действия:

  1. Удалить часть защитного кожуха с проводов перед самым разъемом.
  2. В разрыв черного провода впаять резистор.
  3. Конденсатор припаять одним концом к серому проводу, а вторым – к черному, но после резистора.
  4. Запустить двигатель и проверить, горит ли табло «Check Engine» на всех режимах работы, в том числе и на ходу.

Способ с самодельной схемой подойдет далеко не к каждой модели авто, да и номиналы резистора с конденсатором могут варьироваться. При неисправном лямбда зонде, стоящем до катализатора, данный способ не поможет вообще.

Поскольку электронные системы современных автомобилей достаточно сложны и продолжают совершенствоваться с каждым годом, то использование подобных обманок видится проблематичным. На последних моделях машин они могут и не сработать, а то и нанести немалый материальный ущерб, если двигатель выйдет из строя раньше времени. Чтобы этого избежать, лучше ставить только штатные детали взамен неисправных и не отсекать от контроллера «органы чувств», коими являются датчики.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *