Замена масла в коробке «механика»: что нужно знать

Кроме моторного масла, периодическая замена технических жидкостей требуется и в других узлах и агрегатах (замена трансмиссионного масла в коробке передач, в раздаточной коробке, мостах, ГУР и т.д.).

Что касается трансмиссии, часто можно услышать, что в случае с механической коробкой замена масла КПП не предусмотрена самим производителем автомобиля. Другими словами, трансмиссионное масло залито на весь срок службы агрегата.

Однако на практике многие неисправности и ускоренный износ коробки передач связаны с тем, что смазка со временем теряет свои свойства, загрязняется продуктами износа. Становится понятно, что масло в коробке нужно менять. Далее мы рассмотрим, когда  необходима замена масла в коробке МКПП, а также как поменять трансмиссионную жидкость.

Замена масла в коробке МКПП: когда и почему смазку нужно менять

Начнем с того, что «механика» является надежным агрегатом. Прежде всего, относительная простота и проверенная временем конструкция позволяет эксплуатировать автомобиль с данным типом КПП на протяжении, как минимум, 150-200 тыс. километров без ремонта коробки передач.  

Однако нужно понимать, что это возможно только в том случае, если агрегат своевременно обслуживается и не испытывает серьезных нагрузок. Другими словами, водитель опытный, умеет ездить на механике правильно. Также ответственный владелец постоянно следит за состоянием трансмиссионного масла, вовремя устраняет мелкие неисправности (течи сальников, прокладок и уплотнителей КПП, замена сцепления при малейших признаках износа, регулировка кулисы и т.д.).

Что касается обслуживания, применительно к механической коробке передач данная процедура предполагает замену трансмиссионного масла. Так как масло в МКПП не является рабочим телом, основной целью его замены является уменьшение износа деталей для увеличения общего срока службы агрегата.

Также параллельно замене смазочной жидкости выполняется очистка поддона МКПП от грязи и отложений, очищаются магниты, на которых скапливается металлическая стружка в результате естественного износа деталей коробки.

При этом специалисты рекомендуют выполнять замену каждые 50-60 тыс. км или один раз в 4-5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше). Если же автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная перевозка грузов, буксировка прицепа, рваный темп езды с переходом на пониженные и повышенные передачи на высоких оборотах и скоростях, езда в горной местности и т.д.), тогда интервал замены нужно сократить на треть.   

Еще на необходимость замены смазки в коробке механика могут указывать и определенные признаки. Например:

  • во время работы КПП появляется посторонний шум в коробке передач и/или вибрации;
  • передачи могут включаться с трудом до прогрева коробки в зимний период;
  • затруднено включение передач на горячую, передачи включаются с хрустом;
Статья в тему:  Двигатели Mazda Skyactiv: надежность, плюсы и минусы

Прежде всего, в подобной ситуации нужно особое внимание уделить количеству смазки в КПП, то есть проверить уровень масла в механической коробке. Параллельно следует оценить качество смазочного материала.

Если с уровнем все в порядке, это не значит, что агрегат не нужно обслуживать. Хотя трансмиссионное масло в механической трансмиссии не так сильно нагревается, как в АКПП или вариаторах, однако смазка все равно подвержена окислению, старению и потере целого ряда полезных свойств. В результате меняются вязкостные характеристики, присадки в составе масла срабатываются, могут выпадать в осадок.

В процессе смазывания шестеренок, валов и других деталей КПП трансмиссионная жидкость также активно накапливает в себе продукты износа (металлическую стружку). Еще регулярный нагрев и охлаждение могут приводить к скоплению конденсата в масле и т.д.

Не трудно догадаться, что если без других видимых причин качество работы КПП ухудшилось и появились указанные выше признаки, это указывает на то, что функциональные возможности масла в коробке передач существенно снизились, при этом значительно увеличился общий износ агрегата.

Еще добавим, что многое будет зависеть не только от уровня и «свежести» смазки, но и от того, насколько правильно подобрано масло в КПП. Другими словами, использование неподходящего по допускам и свойствам трансмиссионного масла может быстро вывести полностью исправный агрегат из строя.

Замена масла в механической коробке передач: как выполняется процедура

Сразу отметим, оптимально менять смазку в теплый период времени (до наступления холодов). С одной стороны, это позволит лучше и быстрее прогреть коробку передач, а с другой после понижения наружной температуры агрегат уже будет работать на свежем масле и меньше изнашиваться. 

  • Еще одним важным этапом является подбор масла для МКПП. Важно заливать только такие трансмиссионные масла, которые рекомендует сам производитель коробки или автомобиля. Информацию по маслам можно найти в мануале конкретного автомобиля.

Если авто эксплуатируется в жарком климате или же в регионах с суровыми зимами, отдельно необходимо делать поправку на такие условия. Дело в том, что маловязкие масла хорошо подходят для зимы, однако летом могут сильно разжижаться, не обеспечивая должной защиты. То же самое происходит и с густыми смазками, которые хороши для летнего периода, однако отмечается заметная потеря текучести после снижения наружной температуры.

  • Подобрав подходящую по всем параметрам жидкость, можно переходить к замене. В случае с МКПП рекомендуется менять масло полностью, а не частично. Для того, чтобы выполнить такую замену, нужно поднять авто на подъемнике, загнать на смотровую яму или эстакаду. Из основных инструментов потребуется: набор ключей, отвертка, пассатижи, специальный шприц и гибкие трубки.  Также желательно иметь под рукой ветошь и емкость для слива отработанного масла из КПП. 
  1. Перед тем, как сливать старую жидкость, нужно проехать на авто 5-10 км. Это позволит прогреть коробку и разжижить смазку, при этом нагретое масло более текучее и лучше удаляется при сливе.
  2. Далее нужно открутить сливную пробку в картере коробки. Обратите внимание, пробка имеет уплотнительное кольцо, которое также лучше заранее приобрести и заменить.
  3. После того, как масло сольется в емкость, сливное отверстие закручивается.
  4. Теперь при помощи шприца свежее масло заливается в маслоналивное отверстие. В норме уровень должен быть по нижней кромке. По окончании пробка маслоналивного отверстия закручивается;Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать масло в АКПП по марке, модели авто или по ВИН-коду. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора трансмиссионных масел, а также на что обращать внимание при выборе масла для КПП.
Статья в тему:  Замена стекол на автомобиле – для водительского обзора!

Добавим, что некоторые коробки на разных моделях считаются необслуживаемыми. По этой причине может отсутствовать сливное отверстие. В этом случае требуется снимать поддон коробки передач, чтобы полностью слить старую жидкость.

При снятии поддона нужно быть готовым к тому, что уплотнительную прокладку поддона КПП также потребуется заменить. Еще отметим, что в некоторых случаях после снятия поддона, его очистки и обратной установки масло заливается в агрегат через сапун коробки передач, который для этой цели предварительно выкручивается.

Уровень масла при заливке через сапун проверяется по так называемому контрольному отверстию. Как только по уровню жидкость поднимается к нижней кромке, это значит, что масло залито в достаточном объеме и пробку контрольного отверстия можно закрутить.

Также отметим, что некоторые автовладельцы перед заменой масла в КПП проводят предварительную промывку коробки передач при помощи специальных промывочных составов и очищающих добавок. Как показывает практика, для механики такая процедура зачастую не требуется. Если коробка не имеет сильного износа, состояние сливаемой отработки удовлетворительное, тогда от дополнительной очистки вполне можно отказаться.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.